Техническая проблема или политический жест? РФ не пустила к себе рейсы из Франции и Австрии, которые намеревались облететь Белоруссию
Иностранные перевозчики сообщили, что это российские диспетчеры отказались корректировать маршруты. А некоторые другие рейсы успешно пролетели из Европы в Россию, несмотря на якобы назревающую воздушную блокаду Белоруссии
Читать на полной версииОчередной день построения воздушной блокады Белоруссии со стороны ЕС выдался хаотичным. Эстония присоединилась к запрету авиасообщения с Минском, «Белавиа» отменила рейсы еще в восемь стран. Неожиданно Россия не пустила в Москву рейс Air France в среду и Austrian Airlines в четверг: перевозчики собирались облететь Белоруссию, но разрешений так и не дождались. И если с французами все понятно, то с австрийцами история таинственная, признает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:
Кроме этих двух рейсов, все остальные спокойно пролетели через воздушное пространство Белоруссии. Так, выполнил рейс самолет из Сербии, было два рейса из Франкфурта, один в Гуанчжоу, другой в Гонконг. Правда, оба выполнялись азиатскими компаниями. Был рейс из Парижа в Ташкент. Больше всего было самолетов из Москвы в Калининград и обратно — «Белавиа» все-таки свои рейсы туда отменила из-за закрытой Литвы.
И вот уже вечером появляются сообщения, что неразбериха с рейсами французов и австрийцев — это техническая проблема. Как сообщил РБК источник, близкий к Минтрансу, проблемы были из-за «проработки обновленных маршрутов лайнеров». Это похоже на правду — быстро поменять маршрут не позволяет закон, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «По российскому законодательству точка входа в воздушное пространство России согласуется один раз, когда подается заявка, даются допуски и все остальное. Для чартерных рейсов в зависимости от их частоты нужно подавать заявку в срок от пяти дней до двух недель, соответственно, в этом и проблема, то есть нельзя просто так взять и начать облетать Белоруссию».
Параллельно Михаил Мишустин прилетел в Минск и встретился с премьер-министром Белоруссии. Минск призвал восстановить полное авиасообщение между странами, как было в доковидные времена, но целесообразность такого решения теперь вызывает сомнения, говорят эксперты. Все-таки летать в Минск для россиян стало не так интересно. Скорее Москва превращается для белорусов в транспортный хаб.
Глава МИД Сергей Лавров заявил о том, что «не надо демонизировать власти Белоруссии», и сказал, что прибалтийские страны ведут себя неприлично. Это он, в частности, о Литве, которая первая официально закрыла свое небо для пролета белорусских лайнеров. Притом что как такового решения от ЕС на это не было — транзитные перелеты не запрещались, были только разговоры о запрете сажать белорусские самолеты в аэропортах ЕС. В резолюции, которую цитировал ТАСС, указана туманная формулировка «ЕС призвал запретить», но это не решение. Поэтому все страны, закрывающие свое небо, сейчас действуют на опережение.
Параллельно выступил Жозеп Боррель — пригрозил Белоруссии секторальными санкциями, и не только в части ограничений экспорта калия, но и транзита российского газа через Белоруссию — то есть добрались уже до газопровода Ямал — Европа. И запреты России принимать рейсы, облетающие Белоруссию, выглядят как ответный политический жест, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
Не считая сторонних уголовных дел и санкций, Белоруссию лишили еще одного турнира — чемпионата Европы по велотреку, как раз из-за закрытого неба. А на экс-главреда Nexta Романа Протасевича завели дело в самопровозглашенной ЛНР за то, что тот, как заявляется, участвовал в конфликте в Донбассе на стороне Киева.
Как уточнял в своей речи Сергей Лавров, Минск сразу выразил готовность сотрудничать при расследовании инцидента с рейсом Ryanair. Его как будто подслушали в Международной организации гражданской авиации. Вечером в четверг министр транспорта Ирландии заявил, что ИКАО приняла решение это расследование провести. И начнут, они, видимо, с сообщения Reuters о том, что письмо о минировании самолета Ryanair было направлено уже после того, как борт перенаправили на экстренную посадку в Минск.