Греческие авиавласти опровергли заявления Минска о том, что Афины получали информацию о бомбе на борту Ryanair, а в швейцарском МИД заявили, что страна не сообщала Минску о минировании самолета ирландского лоукостера, на чем в среду настаивал Александр Лукашенко.

Ограничения для Белоруссии со стороны Евросоюза из-за инцидента с самолетом Ryanаir и арестом Протасевича становятся все жестче. Страдают и непричастные к ситуации. Ранее Air France не смогла выполнить рейс Париж — Москва из-за ситуации с Белоруссией, его перенесли на четверг. Дело в том, что Франция отказалась летать через Белоруссию, а нового разрешения на полет от России пока не поступало, пояснили в Air France.

Все больше стран отказываются не только летать над Белоруссией, но и принимать у себя рейсы «Белавиа». А Литва, Латвия, Франция и Польша уже закрыли свое небо для белорусских самолетов. В ответ «Белавиа» отменила рейсы в пять стран ЕС, а также в Великобританию и на Украину.

В среду из Минска вылетел рейс «Белавиа» в Барселону. Маршрут пролегал через Польшу и Францию. На границе с поляками самолет вдруг заложил вираж — по карте Flightradars было видно, что пилоты нарезали восемь кругов в районе Бреста и через два часа развернулись на Минск. Польша заявила, что небо не закрывала — она предупредила пилотов «Белавиа», что это Франция неожиданно отозвала свое разрешение. Как потом уточнил белорусский перевозчик, французы сделали это «в ручном режиме» и за «три минуты до взлета». Французские диспетчеры в свою очередь сослались на устное распоряжение своего премьер-министра. МИД Белоруссии назвал это «воздушным пиратством», отзеркалив недавние обвинения Ryanair. А спустя несколько часов после разворота самолета кабмин Польши все же объявил о закрытии своего воздушного пространства для Белоруссии.

Самые радикальные страны, которые уже закрыли свое небо для «Белавиа», — это Литва (она объявила об этом первой и в четких формулировках), а также Латвия с Францией. Теперь еще и Польша. Другие выступили помягче: запретили «Белавиа» посадку в своих аэропортах. Это Украина, Чехия, Британия и Швеция. В ответ белорусский перевозчик отменил рейсы в эти страны и теперь оказался в незавидном положении, указывает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «За недоставку пассажиров в пункт назначения перед пассажирами будет нести ответственность авиакомпания «Белавиа». Я с трудом представляю, как сейчас она будет выполнять свои обязательства перед пассажирами, возвращать деньги, или будет придуман какой-то иной механизм, потому что отменить сразу столько рейсов по множеству стран — это даже в условиях пандемии, когда интенсивность полетов невысокая, достаточно непросто. И найти деньги авиакомпании сейчас явно будет невозможно. На самом деле, у Беларуси границ не так много: Польша, Литва, Украина и Россия. Украина и Литва уже свою позицию обозначили и запретили полеты. А облетать через Балтику, через Скандинавию — это экономически нецелесообразно и долго, сложно, дорого, невозможно, одним словом».

Западные границы Белоруссия делит с Латвией, Литвой и Польшей, южную — с Украиной. Если Киев решит небо закрыть, Минск окажется почти в полной изоляции — «Белавиа» останется летать только через Россию. И чтобы полететь, к примеру, в Турцию или Египет, придется делать огромный крюк, огибая Украину. Причем делать это с более протяженной восточной стороны — западная-то будет недоступна. Пострадают и россияне, которые привыкли летать в Киев рейсами «Белавиа» через Минск. Останется только железнодорожный транспорт. Блокада Белоруссии беспрецедентна — такого не было даже с Северной Кореей. Корейцы хотя бы могут облететь запретные участки морем, у белорусов такой возможности нет. Продолжает гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

Виктор Горбачев гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Польша не пускает, Прибалтика не пускает, точно так же, как нас, например, не пускает Украина. Чтобы пролететь на Стамбул или на Египет, мы облетаем Украину. Россия открыта, например, для Белоруссии. Изоляция по Прибалтике, изоляция по Польше с той стороны, в конце концов, открыта Россия. Украина не закрыла через себя пролет для Белоруссии. Хорошо, они могут уйти через Украину, потом повернуть направо, пройти через Румынию. Более длительные маршруты. Дополнительные трудности, затраты, но что делать? Я думаю, что все это будет длиться месяц-два-три и в конце концов успокоится».

Надо сказать, что страны, которые друг за другом закрывают небо для «Белавиа», пока действуют на опережение. Еще в понедельник, на следующий день после инцидента с Ryanair, страны ЕС говорили о запрете для Белоруссии летать в их аэропорты и над их территорией. В резолюции указана туманная формулировка «ЕС призвал», но де-факто решение о воздушной блокаде есть, но еще не вступило в силу. Решение надо будет согласовать в Совете ЕС на уровне министров — это дело нескольких дней. И после этого полеты придется запретить тем, кто этого пока не сделал: тем же Берлину или Мадриду. Белорусам останется летать в Европу и на южные курорты через Москву. Либо, если будет дешевле, — через Нур-Султан, Ереван.

Евросоюз «предпримет новые шаги» по санкциям против Минска, заявили в среду в Париже. Впрочем, Александра Лукашенко сейчас больше занимают не санкции ЕС, а экспорт российской нефти в Белоруссию после возобновления санкций США. Он намерен обсудить этот вопрос на предстоящей в пятницу в Сочи встрече с российским президентом.

«Мы сейчас пытаемся найти выход из конкретного положения, который касается предприятий, попадающих под санкции. Ну вот как им сейчас продавать нам нефть? Частная компания побаивается. В пятницу мы должны найти с Путиным развязку», — цитирует Лукашенко издание «СБ. Беларусь сегодня».