Подведем итоги апреля и первых четырех месяцев года. Цифра очень хорошая. Рост грузоперевозок по железным дорогам за апрель составил почти 7%. С одной стороны, причина на поверхности — апрель 2020 года из-за коронавируса был нерабочим, поэтому неудивительно, что из-за низкой базы мы получили хорошую динамику. С другой стороны, цифры можно сравнить с итогом четвертого месяца допандемийного 2019 года. Погрузка в нынешнем апреле выросла больше чем на 0,5%. О других факторах роста погрузки рассказывает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Александр Синев президент Института развития транспортных систем Основные факторы, которые влияют на динамику погрузки железнодорожным транспортом, — это рост производства в Китае за четыре месяца этого года к прошедшему году почти на 20%. Этот фактор влияет на рост и потребление сырьевой продукции из Российской Федерации и продукции первичной переработки, такой как, например, черные металлы и другие позиции. И второе — это положительная динамика цен на сырьевые грузы и продукцию первичной переработки. Если говорить о том, каким образом эти факторы повлияли на динамику погрузки, то в целом погрузка на сети РЖД в апреле составила 107,8 млн, это почти на 7% больше, чем в апреле прошлого года.

Теперь поговорим о том, за счет чего выросла погрузка. Конечно, основную роль сыграли массовые грузы железных дорог, в первую очередь каменный уголь. В апреле его рост близок к цифре в 13%. Причем отправка твердого топлива на экспорт прибавила 10,5%. Если говорить об итогах четырех месяцев, то железными дорогами перевезено почти 60 млн тонн угля. И больше половины от этого объема пришлось на экспортные порты Дальнего Востока, а рост в этом направлении составил почти 10%. Еще один драйвер — нефтеналив. В четвертом месяце года он показал долгожданную позитивную динамику. Обычно в этот период показатели снижаются.

Помимо твердого топлива драйвером роста являются также нефтеналивные грузы, объем которых по апрелю 2021 года к апрелю прошлого года показал прирост более 5%. Погружено свыше 17 млн тонн в целом по сети, несмотря на то что открылась речная навигация и в этот период, начиная с апреля, как правило, объем перевозок нефтеналивных грузов немного снижается. Но в этом году этот фактор не повлиял на рост погрузки по железнодорожному транспорту.

Теперь об еще одной массовой номенклатуре — строительных грузах. В апреле они вышли на прошлогодние показатели. Забегая вперед, скажем, что позитивная динамика ожидается и в мае. Напомним, что сейчас в России реализуются строительные нацпроекты, в том числе связанные с укладкой автодорог. И РЖД готовится к тому, чтобы в тех регионах, где планируется наиболее интенсивное строительство, получить грузы в нужных объемах.

Строительные грузы в апреле вышли на прошлогодние показатели, но, забегая вперед, надо сказать, что в мае динамика уже позитивна, по оперативным данным. Железная дорога специализирует свои погрузочно-выгрузочные мощности под прием строительных грузов как раз в тех регионах, где реализуются наибольшие объемы дорожного строительства в расчете на рост объемов. Цемент, который в марте вырос на 1%, в апреле вырос больше чем на четверть.

Отметим и контейнерные перевозки. С начала года они выросли на 15,5%. Причем они росли весь прошлый год, продолжают и сейчас. Но в 2020 году по понятным причинам упали перевозки в контейнерах автомобилей и комплектующих — стояли автозаводы. Сейчас же эта номенклатура перевозок в контейнерах прибавила больше 30%.

Драйверами роста продолжают выступать контейнерные грузы, этот сегмент рос и до, и во время пандемии в 2020 году, в 2021 году продолжается положительная динамика, контейнерные перевозки приросли на 15,5%. В контейнерах растут перевозки строительных грузов, металлоконструкций, промтоваров, удобрений, лесных грузов, бумаги, метизов и автомобилей. В целом можно сказать, что в мае сохраняется позитивная динамика. И по итогам пяти месяцев она составит, скорее всего, еще больший показатель прироста, чем в апреле по итогам четырех месяцев.

Весеннего оптимизма также добавили горно-металлургические грузы. Кстати, железнодорожники еще по итогам первого квартала отмечали восстановление этого сегмента. И хотя по итогам января-апреля прошлогодние показатели еще не достигнуты, в четвертом месяце металлургические грузы прибавили почти 8,5%. Это автоматически влечет за собой рост погрузки сырья. В частности, железная руда в апреле выросла на 5,7%. В июне обсудим итоги пяти месяцев года. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.