Россия сможет экспортировать лекарства, произведенные без патента
Правительство сможет принимать решение об использовании изобретений для производства лекарств на экспорт без согласия патентообладателя. Законопроект приняла Госдума в окончательном чтении
Читать на полной версииГосдума приняла в третьем чтении законопроект, который узаконит экспорт лекарств, изготовленных в России, без согласия патентообладателя. Последнему впоследствии выплатят компенсацию.
Как следует из пояснительной записки, речь идет о механизме в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, подписанного еще в 1990-х годах. Он позволяет одной стране — члену ВТО обратиться к другой с просьбой организовать производство патентованных лекарств на своей территории.
Такой механизм может применяться, когда лекарство нужно для экстренной помощи, например для борьбы с эпидемией, а своих производственных мощностей не хватает. Тогда страна-производитель вправе воспользоваться патентом на изобретение лекарственного препарата без согласия патентообладателя.
Гражданский кодекс России теперь дополнят новой статьей. Принимать решение о помощи другому государству будет правительство. Текст решения должен содержать сведения об объеме производства препарата и о том, куда он будет экспортирован. Упаковка такого лекарства должна иметь специальное обозначение. Правительство же должно в кратчайший срок уведомить правообладателя и выплатить ему в дальнейшем соразмерную компенсацию.
Новый закон комментирует первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Даниил Бессарабов.
Даниил Бессарабов первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству «Это чрезвычайная мера для защиты здоровья, людей, эпидемиологической безопасности. Ситуация с коронавирусом за поселение полтора года показала, что у вируса нет границ. Мировая практика давно использует такие модели, если не удается на рыночных условиях в какой-то адекватный промежуток времени договориться с правообладателем на то, чтобы использовать его изобретение для здоровья массы многих людей».
По словам депутата, закон подразумевает вариативность схем, которые могут использоваться при необходимости. Например, это может быть обращение с просьбой о производстве лекарства со стороны другого государства. Либо это может быть инициатива российских властей по отношению к дружественной стране и в соответствии с действующими соглашениями. Производство может быть также налажено как без участия патентообладателя, так и, например, при его частичном участии и даже контроле.
К новой норме есть множество вопросов, говорит гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.
Виктор Дмитриев гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей «Есть такая декларация. Мы никогда не думали, что сможем этим заняться. Возможно, это принято в связи с тем, что наши вакцины и вакцины других партнеров пошли в мир, не хватает производственных площадок, потому что все-таки это биотехнологические продукты и не каждая страна их может воспроизвести. Например, начали говорить о том, что «Спутник V» будут производить в Киргизии. Я плохо понимаю где, потому что если у нас не каждая компания может это воспроизвести, то общий уровень фарминдустрии в Киргизии я представляю. Наверное, для таких случаев что-то предусмотрено. Обычно к нам приходят такие проекты на ОРВ и прочее. А здесь не знаю, в связи с чем так неожиданно прилетело. В общем, для нас это новость».
Порядок принятия решения о производстве и экспорте лекарства без патента, о сроке действия этого решения, порядок уведомления производителя, а также методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты в дальнейшем утвердит правительство России в соответствии с международным договором.