Что будет с задержанной в Минске гражданкой России?
Как говорит адвокат Софьи Сапеги, она арестована на два месяца. Источник «Новой» утверждает, что ее подозревают в организации массовых беспорядков и групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок. Будет ли Россия добиваться выдачи Сапеги?
Читать на полной версииЗадержанная в Минске россиянка Софья Сапега чувствует себя нормально, жалоб на некорректное обращение не высказывала, заявили в российском посольстве в Белоруссии. Во вторник 25 мая росссийского консула допустили к девушке. По итогам встречи в дипмиссии заявили, что предпринимают все необходимые меры по защите гражданки России.
Сапега — девушка Романа Протасевича, экс-главреда оппозиционного телеграм-канала Nexta. Ее адвокат сообщил, что россиянку арестовали на два месяца по обвинению в совершении уголовно наказуемого деяния. Какого именно, неизвестно. Источник «Новой газеты» утверждает, что Сапегу подозревают в организации массовых беспорядков и групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок.
Сама Софья пока призналась лишь в том, что была редактором телеграм-канала «Черная книга Беларуси», публиковавшего личную информацию о силовиках республики. Белорусский провластный канал «Желтые сливы» опубликовал видео: в кадре Софья Сапега сидит на стуле на фоне двери, без наручников. Девушка держится спокойно, но в камеру старается не смотреть.
Мать Софии Сапеги Анна Дудич рассказала RT, что шокирована видео с дочерью и не понимает, о каком телеграм-канале она говорит. «Или я запуталась, или это сон, или это подстава...» — заключает Анна Дудич. По данным источника «Новой», запись была постановочной оперативной съемкой, а в присутствии адвоката Сапега не давала показаний об администрировании телеграм-канала.
Конкретные статьи, вмененные Сапеге, пока не озвучены. Но по совокупности обстоятельств можно предположить, о чем именно может идти речь, говорит белорусский адвокат Антон Гашинский.
Антон Гашинский адвокат «Администрирование телеграм-каналов, которые признаны экстремистскими и призывают к проведению массовых беспорядков, либо групповым действиям грубо нарушающим общественный порядок, подлежат уголовной ответственности по статье 293 УК, либо статье 342 УК Республики Беларуси. Если 293-я статья, это до двенадцати лет лишения свободы, а организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и так далее, — до трех лет лишения свободы».
По словам юриста, деанонимизация силовиков может подпадать еще под несколько статей белорусского УК, ответственность по которым тоже находится в пределах трех лет лишения свободы. В России за такое наказывают мягче. По крайней мере, пока, продолжает партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян.
Саркис Дарбинян партнер Digital Rights Center «Судя по тому, что происходит и какие суды выносят решения, 137-я статья относится к преступлениям небольшой тяжести — там максимальный срок до двух лет лишения свободы, либо штраф. Обычно реальные сроки там никому не дают, да и статья достаточно диковинная — таких дел не больше 100 по всей стране. Поэтому и была история в феврале, как раз законопроект внесли, но его еще не приняли: он увеличивает штрафы за распространение полученных с использованием служебного положения данных силовиков и их близких».
Член совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько не исключает, что Сапегу могут в итоге передать России или вообще отпустить. Но не факт, говорит он:
Богдан Безпалько член совета по межнациональным отношениям при президенте России «Очевидно, ввиду того, что не огласили статьи, по которым обвиняется Сапега, ее держат про запас. То есть для каких-то целей. Предполагаю, что обвинения ей могут и не предъявлять. Их придется доказывать, и ее придется совершенно в рамках других условий обменивать или выдавать РФ и так далее. Пока они не оглашены, очевидно, что Сапегу просто держат про запас».
Будет ли Россия добиваться выдачи Сапеги на родину — вопрос. Если Москва считает нормальным то, как гражданку России задержали в Минске, то почему здесь должны возникать вопросы к справедливости предъявленных ей обвинений?