ЕС призывает запретить белорусским авиакомпаниям полеты в Европу из-за ситуации с Протасевичем. Комментарий Георгия Бовта
Помимо этого, ЕС хочет принять санкции в отношении экономики и бизнеса Белоруссии. А Великобритания еще предлагает наложить санкции на «Северный поток — 2»
Читать на полной версииЛидеры стран ЕС приняли решение о санкциях против Белоруссии после инцидента с принудительной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, в результате чего был задержан находившийся на борту оппозиционер и основатель телеграм-канала Nexta Роман Протасевич. В итоговом заявлении саммита лидеры призвали все авиакомпании прекратить полеты над Белоруссией и запретить белорусским авиакомпаниям полеты в ЕС. Но, не дожидаясь итогов саммита, решение о прекращении полетов над Белоруссией приняли AirBaltica, SAS и несколько других авиакомпаний. Власти Великобритании объявили небо над республикой опасным и запретили там летать своим авиакомпаниям, также запретив у себя полеты белорусской авиакомпании «Белавиа», введя санкции против 99 юридических и физических лиц из Белоруссии. МИД Франции направил запрос в Международную организацию гражданской авиации с требованием приостановить членство Белоруссии.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Запад называет случай с бортом авиакомпании Ryanair в воздушном пространстве Белоруссии «шокирующим», однако, по ее словам, шокирует, скорее, подобная реакция. «Жизнь «цивилизованных демократий» по траектории quod licet Iovi, non licet bovi («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») давно не актуальна в связи с утратой некогда лидировавшими странами истинно лидерских качеств. Кровь и страдания миллионов по всему миру выбили из-под западных демагогов табуретку, с которой они проповедовали», — написала Захарова в Facebook. В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия не оставит Белоруссию в беде. Как может развиваться ситуация дальше?
Вопреки некоторым первоначальным ожиданиям по поводу последствий инцидента с самолетом Ryanair ситуация развивается по более жесткому сценарию. Помимо возможности ограничения авиасообщения будут отдельно рассмотрены санкции против экономики и бизнеса Белоруссии. Европа решила показать Минску действенность латинского выражения «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку», и что ссылки на предыдущие подобные инциденты в исполнении более влиятельных стран приняты во внимание не будут. Версия какой-либо правдоподобности того, что самолет сажали из-за его минирования, была отметена как неуклюжая попытка белорусских властей оправдать свои действия, которые Запад однозначно назвал «актом государственного пиратства». Хотя Минтранс Белоруссии заявил, что решение о принудительной посадке самолета было принято после получения сообщения от палестинской организации ХАМАС с угрозой взорвать самолет над Вильнюсом в знак протеста против поддержки Израиля со стороны ЕС. Это письмо даже было зачитано по телевидению. Сама группировка впоследствии опровергла наличие такого письма.
Закоперщиками максимально возможного давления на Белоруссию выступили страны Балтии и Польша. Из российских политиков сколь-либо критические замечания в адрес Лукашенко позволил себе разве что первый зампред комитета Думы по делам СНГ Константин Затулин, назвавший ситуацию с задержанием самолета «одиозной» и добавивший, что она принесет дополнительные проблемы для Москвы, так как она воспринимается «как защитница интересов Белоруссии». Дескать, Лукашенко в очередной раз «одолжился» у России своими действиями, добавил Затулин. Отчасти слова депутата получили подтверждение, так как глава МИД Великобритании на дебатах в парламенте призвал наложить санкции на проект «Северный поток — 2» в связи с действиями Минска. Видимо, согласно английской логике, по которой во всех острых случаях надо требовать санкций против российского газопровода.
Ну а то, насколько кто у кого «одолжился», возможно, прояснится во время вероятной встречи Владимира Путина с Лукашенко в конце мая в Сочи. По-своему отчаянные действия Лукашенко могли быть направлены на то, чтобы создать у Москвы впечатление непримиримого врага Запада в его лице и, стало быть, самой надежной опоры России в этом плане, эдакого «форпоста», где роль самого нынешнего белорусского президента безальтернативна, и искать ему никакой замены не надо. Впрочем, возможно, все было куда проще, и последствия перехвата пассажирского самолета просто не были до конца просчитаны, и теперь Белоруссия находится на грани того, чтобы стать страной — изгоем Европы. Возможно, в Минске взяли за образец случай, когда в 2016 году Украина развернула самолет той же «Белавиа» силами истребителей, чтобы досмотреть гражданина Армении и активиста «Антимайдана». Но что позволено Украине и тем более США, то не позволено Белоруссии.
Пока что Лукашенко отступать не намерен. И белорусскими властями был оперативно подготовлен закон о запрете СМИ вообще освещать протестные акции в режиме онлайн. Явный удар по тому же телеграм-каналу Nexta.
Последствия «закрытия неба» над Белоруссией и запрета «Белавиа» летать в Европу могут быть серьезными. Компания осуществляет полеты в 44 направлениях, большинство из них через Европу. Непосредственно в страны Европы осуществляется 23 регулярных рейса. Есть четыре маршрута на Украину, которая теперь тоже полностью прекратила воздушное сообщение с соседней страной. В то же время и для самой Европы полное прекращение полетов над Белоруссией — операция дорогостоящая. И не очень пока понятно, будет ли призыв ко всем авиакомпаниям не летать над Белоруссией означать полный юридический запрет. Все же в неделю над, из и в Белоруссию из Европы и обратно осуществляется примерно 2,5 тысячи рейсов. Перенаправить все — это просто дорого.
Пока лишь Москва призывает к взвешенности и спокойному разбирательству. Которое если и возможно, то не в такой накаленной эмоциональной атмосфере, как сейчас, по горячим следам. В частности, МИД России обратил внимание на то, что истребитель на перехват самолета после сообщения о его минировании был поднят с учетом того, что рядом была белорусская АЭС. Однако вряд ли эти аргументы сейчас услышат. Ситуацию с Белоруссией в этом вопросе хотят «раскрутить по полной». В том числе имея, очевидно, в виду дать понять и Москве, что в случае неких схожих резких действий с ее стороны ответ будет гораздо жестче, чем раньше.