Google впервые подал иск к Роскомнадзору
Компания планирует оспорить требование ведомства по удалению 12 ссылок на «противоправный контент» на YouTube. Каковы могут быть последствия иска для Google с учетом нового законопроекта, обязывающего соцсети открывать филиалы в России?
Читать на полной версииОбновлено в 16:15
Google впервые подал иск к Роскомнадзору из-за блокировок ссылок на YouTube. Речь идет о ссылках на видеозаписи, которые служба на основании требований Генпрокуратуры считает призывами участвовать в несогласованных митингах в январе 2021 года, передает «Коммерсантъ».
Арбитражный суд Москвы принял заявление к производству. Уже определена дата рассмотрения дела — 14 июля. Компания впервые подала иск к российскому ведомству, прежде она выступала ответчиком или третьим лицом в процессах. Президент фонда информационной демократии Илья Массух объяснил, насколько может быть результативен такой иск и могут ли воспользоваться прецедентом прочие глобальные корпорации.
— Сам факт того, что взаимодействие переходит в сторону судебных разбирательств, это правильный подход и со стороны корпорации, и со стороны ведомства. Именно в суде можно выяснить, кто прав, кто виноват. То, что Google подает иск к Роскомнадзору, полезная история. Во-первых, судебные заседания зачастую бывают открытыми, можно понять суть происходящего и аргументы сторон. С другой стороны, требования ведомства основаны на действующем законодательстве. В этой связи, если Роскомнадзор правильно подготовил свою позицию, Google таким образом только оттянет свое решение по этому вопросу.
— Насколько опасны поисковые ссылки?
— Поисковые системы служат основным окном пользователя в мир информации. Удаление из поисковой выдачи того или иного контента считается основным методом предотвращения распространения незаконной информации. Так было и с экстремизмом, и с порнографией, то есть поисковая выдача помогает в информационной подпитке пользователей. Если помните, во время президентства Дональда Трампа были скандалы, когда поисковые машины выдавали не то, что ищут пользователи на самом деле. Не только Россия так внимательно смотрит на поисковую выдачу.
Ранее в Госдуму внесли законопроект, обязывающий соцсети открывать филиалы в России. Документ, получивший неформальное название «приземление», коснется IT-компаний с ежесуточной аудиторией в стране от 500 тысяч человек. Владельцы подобных сайтов будут обязаны с 1 января 2022 года создать в России филиал, представительство или юридическое лицо, которое сможет рассматривать обращения граждан, исполнять решения судов и госорганов, принятых в отношении этой иностранной компании, ограничивать доступ к запрещенной в России информации.
Законопроект призван избавить власти от ответов, подобных тем, что недавно давали Google и TikTok, заявил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко.
О том, какие могут быть последствия иска Google с учетом этого документа, говорит старший юрист практики «Международное право и налоги», юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Дарья Кононова.
Дарья Кононова старший юрист практики «Международное право и налоги», юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» «В феврале вступили в силу изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь Россия обязала иностранные платформы блокировать определенный контент, который чему-то противоречит. На наш взгляд, вероятность перспективы этого иска очень низкая с точки зрения именно самой платформы. Вероятнее всего, решение будет в пользу Роскомнадзора. Самый неблагоприятный сценарий — штраф, который был введен изменениями в действующее законодательство. Его сумма варьируется от 800 тысяч рублей до 4 млн рублей, но как раз новый законопроект о необходимости создания представительств обеспечивает исполнимость подобных взысканий. Сейчас Роскомнадзор может обязать платформы заблокировать контент. Платформа, например, отказывается исполнять данное требование, Роскомнадзор выставляет соответствующий штраф. Непонятно, каким образом этот штраф нужно взыскать, потому что это иностранная компания, находящаяся в США. Сейчас будет некое решение по этому вопросу. До вступления в силу нового проекта федерального закона совершенно непонятно, как его исполнять».
Ранее депутат Антон Горелкин в своем телеграм-канале сообщил, что под так называемый законопроект о приземлении «обязательно подпадут» Facebook, Instagram, WhatsApp, Twitter, TikTok, рекламный сервис Google AdWords и YouTube.
ТАСС сообщил о том, что Роскомнадзор дал Google сутки на удаление запрещенного контента.