В Роттердаме завершился первый за два года финал «Евровидения». Победили на конкурсе рокеры Måneskin из Италии. «С песней, как эта, это невероятно», — сказал вокалист группы Давид Дамиано, выстрелив в воздух пробкой из бутылки шампанского и закинув ногу на стол. Атмосферу пресс-конференции после объявления результатов конкурса трудно назвать деловой.

Музыкантов можно понять: это третья победа Италии в истории «Евровидения» и первая с 1990 года. Команда выступала с песней Zitti e buoni, что с итальянского можно перевести как «Тихие и хорошие». По сути, это манифест молодежи XXI века — музыканты в тексте призывают не плыть по течению, не бояться ломать сложившиеся устои и не быть паиньками.

До этого рок-исполнители побеждали на «Евровидении» аж в 2006-м — тогда это была финская группа Lordi. С тех пор каждый год кто-то нет-нет да и отправляет рокеров на конкурс. В этом году в первой десятке оказались сразу две таких композиции. Но финская группа понравилась зрителям меньше. Они заняли шестое место. Кроме того, композиция не показалась оригинальной — в ней отмечали схожесть с треками группы Linkin Park.

Профессиональное жюри отдавало победу Швейцарии с нежной балладой о любви, но зрители решили иначе, говорит музыкальный критик Евгений Бабичев:

Евгений Бабичев музыкальный критик «Итальянский представитель явно должен благодарить телезрителей за этот итоговый результат, потому как профессиональное жюри как раз рокеров не оценило, а вот почему зрителей так взбудоражил рок-коллектив — большой вопрос. Вероятно, за время пандемии Европа стала жестче, захотелось взрывной музыки протеста. И я предсказываю наплыв подобных роковых групп на следующих конкурсах — так обычно бывает, когда победили финские Lordi, некоторые пытались повторить их успех. В случае с Манижей чуда не произошло. Мне все же кажется, что в этом году нужно было автоматически назначать Little Big, было бы больше шансов занять итоговое высокое место».

Это заслуженная победа, но рок-н-ролльного духа у команды нет, говорит музыкальный критик Илья Легостаев:

Илья Легостаев музыкальный критик «Когда соединяется такая шумная рок-эстетика и довольно хитовая песня — просто нечем крыть. Хотя, конечно, воспринимать итальянскую рок-группу серьезно мне как-то тяжеловато. Те, кто был на Апеннинах, наверное, согласятся со мной, что ничего такого вдохновляющего на рок-н-ролл там нет и быть не может. Они скорее не рок-группа, а актеры, довольно прилежно исполняющие роль рок-группы, но весь этот гитарный шум и шмотки — все это, конечно же, напрокат. Хотя для «Евровидения» это довольно редкий стиль. То, что Россия попала в десятку, я думаю, это был один из самых ярких номеров конкурса, и весь этот ажиотаж, который творился вокруг Манижи, естественно, заслуженный. Сама песня не из тех, что мы будет потом неделями напевать в душе, но весь этот шум, безусловно, был Маниже на руку. Это хороший результат».

Впрочем, пока россияне напевают в душе «Ты горишь, как огонь, я, у меня агония», «Русская женщина» Манижи, которая заняла девятое место на «Евровидении», набирает популярность в музыкальных стриминговых сервисах за рубежом. Трек активно слушают в Испании, Германии, Великобритании, Нидерландах, США, Польше и Швеции, следует из отчета Spotify.

Рок-музыкант Сергей Галанин тоже не увидел в Måneskin «своих». Во время финала конкурса интернет облетели случайные кадры трансляции, где вокалист команды Давид Дамиано наклоняется над столом, секундой позже его в плечо толкает гитарист, который сидел рядом и видел, что их снимают. Журналисты и пользователи соцсетей обвинили музыкантов в употреблении наркотиков в прямом эфире.

Дамиано в ответ заявил, что не употребляет наркотики, а наклонился он, чтобы поднять разбитый бокал. Если солиста оклеветали, он мог просто уйти, говорит Галанин:

Сергей Галанин рок-музыкант «Надо идти с высоко поднятой головой. Я не в том смысле, что надо употреблять там что-то, но уж если на тебя налетели, надо отмахиваться, как говорится, как положено — по-молодежному. И на самом-то деле, если уж это все как-то противно и, на твой взгляд, как-то нечестно — вообще откажись от всего, ты уже и так вошел в эту мелкую историю, победив в этом непонятном конкурсе. Ну и плюнь на эту премию тогда, если ты с рок-н-ролльным духом внутри».

Музыкальные критики отметили и другую «фишку» группы — три парня и девушка очень похожи друг на друга. Длинные волосы, женственные костюмы, миловидные лица. Возможно, это тоже сыграло свою роль при голосовании, говорят эксперты.

Måneskin появились в 2016 году. С датского название группы переводится как «Лунный свет». Басистка Виктория наполовину датчанка — именно она придумала имя коллективу. Известными музыканты стали в 2017-м на американском шоу The X Factor.

После завершения голосования музыканты в соцсетях написали Rock’n’roll never dies и поздравили страну с победой.

Продюсер Иосиф Пригожин назвал итальянцев копией Little Big. Эта группа должна была представлять Россию на «Евровидении» в прошлом году. «Это такое повторение Little Big у итальянцев, только в рок-жанре. Little Big — законодатели нового тренда», — сказал он.

Группа Little Big, которая, по оценкам экспертов, могла бы взять золото на «Евровидении», буквально накануне финала выпустила новый клип. Главные хитмейкеры российской сцены представили песню We Are Little Big — это тяжелый рок, хоть и с характерным электронным включением. В соцсетях премьеру сразу же вписали «в контекст» «Евровидения». «Выиграть конкурс, даже не участвуя в нем. Вот это уровень! Браво», — пишут пользователи.