Почему россияне, в отличие от европейцев, не спешат вакцинироваться?
Business FM спросила об этом жителей РФ и нескольких других стран. Проживающие за рубежом экспаты прививаются, потому что не хотят болеть ковидом. У россиян, не желающих вакцинироваться, аргументы разные
Читать на полной версииМэр столицы Сергей Собянин выступил с резким обращением к тем, кто продолжает избегать прививки от коронавируса, и выразил недоумение, почему в Москве вакцинация идет так медленно:
«Болеем, продолжаем болеть. И при этом не хотят прививаться. И вот здесь забитый госпиталь больными, умирающими. Ну чего это такое? Давайте сами себя пожалеем».
Судя по тону градоначальника, традиционно сдержанный политик хотел сделать свое обращение пронзительным, чтобы хоть как-то подтолкнуть россиян к участию в прививочной кампании. Пока темпы вакцинации в Москве и по России в целом можно назвать чуть ли не провальными. Как отметил сам Собянин, российская столица одной из первых обеспечила горожанам свободный доступ к вакцине, но доля вакцинированных в Москве гораздо ниже, чем практически в любом крупном городе Европы. О том, почему люди откладывают вакцинацию, и о том, что могло бы убедить их сделать прививку, например, в ближайшие выходные, Business FM спросила самих россиян.
Так, москвичка Алина считает, что ей прививка не нужна — она уже переболела:
«В ближайшие выходные вряд ли что-то меня убедит, потому что, ну, в принципе, мне вот только-только 20 лет, у меня нормальный иммунитет, я переболела коронавирусом, у меня есть антитела, поэтому я не думаю, что что-то есть такое, что заставит меня в ближайшие выходные пойти и сделать эту прививку. У меня многие знакомые, которые и не переболели, тоже не прививаются. Поэтому, я думаю, я б не стала прививаться».
Житель столицы Виталий не считает коронавирус серьезной угрозой своему здоровью:
«Я не привился, потому что с высокой долей вероятности им уже переболел, а если не переболел, то не считаю коронавирус серьезной угрозой для своего организма. Привиться меня может убедить существенное материальное поощрение, но других законных способов не знаю».
Артем Демченко из Новосибирска не доверяет властям, он бы хотел иметь доступ к зарубежной прививке:
«Про [зарубежные] вакцины у нас государственные СМИ рассказывают, какие плохие вакцины, одна у нас хорошая. Поэтому мы переворачиваем здесь, так что мы понимаем, это, как в Советском Союзе, между строчек. Почему у нас президент не говорит, какой вакциной он привился? Почему у нас губернатор не говорит, какой он вакциной привился? А может, они Pfizer поставили? Или, там, AstraZeneca? Кто-то, может быть, импортной хочет привиться. А почему нельзя такую возможность дать? Может быть, не бесплатно, может быть, за деньги как альтернативу. Вот если бы была бы альтернатива — думаю, больше было бы желающих».
По последним данным, приступили к вакцинации пока лишь 14 млн россиян, из них примерно 10 млн сделали обе прививки — это 10% и 7% населения соответственно, то есть в несколько раз ниже порога коллективного иммунитета. Для сравнения: в среднем по Евросоюзу первую прививку сделали уже 33% населения, каждый третий житель, а в Израиле показатель перевалил за 60%. Business FM спросила русскоговорящих экспатов о том, почему они записались на вакцинацию.
Жительница Берлина Дарья привилась «Спутником» в России, чтобы не заболеть ковидом:
«Я привилась, потому что я, во-первых, не хочу болеть ковидом. В целом это единственная причина, почему я привилась. Я привилась в России, потому что там это было быстрее. И я думаю, если не получится признать «Спутник» в Европе, то я, скорее всего, привьюсь второй раз, потому что я читала, что [препаратами] от Pfizer или Moderna можно привиться второй раз без вреда для здоровья».
Житель Израиля Никита отмечает, что в стране после массовой вакцинации снизилась заболеваемость:
«Говорить про прививки и оспаривать то, насколько они полезны или вредны, можно очень долго. Я могу лишь сказать что, например, в Израиле у нас последние недели заболевает меньше сотни человек в день. Есть антипрививочники, есть до сих пор люди, которые считают, что все эти люди, которые привились, идиоты, они станут бесплодными, я не знаю, будут, условно, пить кровь вместе с Биллом Гейтсом. Такие люди есть, но их не очень много, и на данный момент, судя по статистике, в принципе даже не очень важно, есть ли они вообще».
Проживающая в Париже Ольга Канвиль с нетерпением ждет, когда подойдет срок второй прививки и можно будет больше не бояться заболеть ковидом.
«Я жду, когда я второй раз сделаю укол, и это даст мне возможность быть более счастливой, более свободной. Потому что, правда, ощущение свободы и счастья приходит, когда ты вакцинируешься. Вот этот страх гнетущий, будто вокруг тебя все время стреляют. Не массово, не из автомата, но одиночными выстрелами, и я потеряла очень многих знакомых. Среди них были ярые противники вакцинации, были те, кто вообще ни о чем не думал, случайно как бы [это случилось]. Но они погибли».
Заболеваемость по России перешла к постепенному росту две недели назад — среднесуточные показатели выросли с 8100 случаев в день до 8700. В Москве, которая опережала другие регионы и в предыдущие волны, подъем начался еще в марте — и с тех пор цифры выросли более чем вдвое, с 1,5 тысячи до 3 тысяч случаев в сутки.