Правила цитирования для СМИ могут вот-вот серьезно ужесточиться. Но никто не понимает, как именно
Госдума приняла соответствующий закон. Как пояснил один из его авторов, изменения вносятся, чтобы издания не ссылались на несуществующие СМИ. Но в медиасреде обсуждают, что новая норма может ударить, например, по независимым журналистским проектам, которые занимаются расследованиями
Читать на полной версииГосдума ужесточила для СМИ правила цитирования других изданий. Закон принят в третьем, окончательном чтении в среду, 19 мая.
Поначалу законопроект выглядел совершенно безобидно. При внесении в Госдуму в пакете были лишь три поправки о внесении в разные статьи закона о СМИ слов «анонсы зрелищных мероприятий». Однако в итоге было добавлено еще несколько поправок, одна из которых может серьезно изменить правила цитирования одних изданий другими на территории России.
Вот как суть нововведений объяснил соавтор законопроекта и первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский:
— Если раньше можно было ссылаться просто на какое-то СМИ и освобождаться от ответственности, то теперь освобождение произойдет только в случае, если у этого СМИ есть главный редактор, а если по-простому — что оно вообще существует. Дело в том, что случались злоупотребления, ссылались на несуществующие СМИ и делали новости, которые могли быть опасными или в основном недостоверными.
— А что касается журналистских проектов, которые не зарегистрированы как СМИ? Например, VTimes (признан иностранным агентом), «Проект» и прочие — как с ними быть?
— Они не попадают под новую норму и под старую тоже не попадали, так как не являлись зарегистрированным СМИ, поэтому цитировать их и избегать ответственности невозможно.
На самом деле, российские издания и раньше не могли цитировать несуществующие СМИ и не нести при этом ответственность за достоверность информации. В сегодняшней версии закона ответственность снимается, если цитируемое СМИ «может быть установлено и привлечено к ответственности». Теперь же, согласно новому законопроекту, формулировка меняется — если «может быть установлен и привлечен к ответственности» главный редактор этого издания. О значении поправок говорит управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Это добавляет к тем сложностям, которые и раньше в законе были, абсолютно новые и, я бы сказал, гораздо более неразрешимые. Теперь у того, кто ссылается, появится еще и необходимость проводить фактическое расследование. Как может гарантировать редактор, который ссылается на другое СМИ, удастся ли истцу установить главного редактора этого СМИ, найти и привлечь к ответственности? То есть фактически он должен предугадать результативность действий другого лица. Никаких справок или официальных ресурсов, где было бы написано, скрывается тот или иной главный редактор либо нет, является ли он гражданином России либо иностранного государства, тоже не существует. Скорее это будет означать, что освобождение от ответственности практически работать не будет, что теперь суд или правоохранительные органы будут иметь возможность в индивидуальном порядке решать: освобождать в данном случае от ответственности или нет того, кто процитировал».
Поскольку ключевая поправка возникла в законопроекте незаметно (первые статьи об этом в крупных изданиях появились уже после утверждения документа в третьем чтении), в медиасреде нет понимания о том, по кому ударит новая норма.
Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов полагает, что так власти пытаются минимизировать ссылки на иностранные СМИ:
Главред и владелец газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев уверен, что нововведения направлены против блогеров:
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов считает, что закон направлен против независимых журналистских проектов, занимающихся расследованиями:
Отдельный вопрос — как поступать с цитированием добросовестных зарегистрированных СМИ, когда их главные редакторы уходят в отпуск. Ведь если глава издания уехал отдыхать за рубеж, считается ли он человеком, которого можно привлечь к ответственности? После утверждения законопроекта Госдумой об этом предстоит подумать Совету Федерации.