В среду, 19 мая, Владимир Путин обсуждал с вице-премьером Дмитрием Чернышенко туризм в России. Президента задели слова Чернышенко о том, что в Долину гейзеров нельзя пустить в десять раз больше путешественников, чем сейчас, потому что «вытопчут все». В итоге Чернышенко отправили на Камчатку, чтобы он на месте разобрался в ситуации. «Нужно продумать и организовать беспрепятственное посещение туристами этого уникального объекта с учетом его статуса особо охраняемой природной территории», — сказал ему премьер Михаил Мишустин. Много ли туристов сейчас ездят туда и сложно ли добраться в долину?

Горы, клубящийся пар, дождь из разноцветных брызг, тонны кипятка — так выглядят кадры из Долины гейзеров в южной части Кроноцкого заповедника. Он входит в список ЮНЕСКО. Спрятанная в труднодоступном ущелье долина оставалась неизвестной до 1941 года. Это очень компактное место — около четырех квадратных километров. Подобных каньонов на Камчатке много, но нигде нет такой концентрации гейзеров.

С начала двухтысячных в долине проводятся вертолетные экскурсии. До пандемии они были популярны среди китайцев, японцев, немцев, чехов. Компаний, которые устраивают такие туры, немного: у них должно быть соглашение с руководством заповедника. На площадке в каньоне может поместиться всего два вертолета. Многократно увеличить турпоток в долину не удастся: шум, инфраструктурные объекты могут привести к деградации экосистемы, говорят в руководстве заповедника. Комментирует руководитель туристической компании «Одиссей», организатор туров на Камчатке Николай Краев:

— Если законодательство менять, то, конечно, они на что-то могут пойти. То, что президент вступился за Долину гейзеров, это было неожиданно, честно говоря. Но, в принципе, туда и так вроде бы не так уж много народу нашего едет, россиян. Я понимаю, когда [едут] иностранцы, например, китайцы — там, конечно, мрак просто. Если будут вкладываться деньги, конечно, пропускная способность может быть гораздо выше.

— Учитывая все природоохранные ограничения, пропускная способность может быть выше?

— Конечно. Если туда вложить деньги и все это благоустроить, оборудовать, то я думаю, даже у заповедника не будет никаких претензий к этому. Для Камчатки никогда денег не хватало, поэтому благополучно Долину гейзеров тогда изъяли из туристского оборота, она очень долгое время, конечно, была посещаема, но не массово.

Путешествие в долину — дорогое удовольствие. Сначала надо долететь до Петропавловска-Камчатского: авиабилеты в летние месяцы туда-обратно на двоих — от 47 тысяч рублей. Лететь около девяти часов. Туры непосредственно в долину, как правило, однодневные — от 40 тысяч на человека летом, в межсезонье — чуть дешевле. В стоимость входят перелет, два часа в долине, обед, купание в источниках, по пути останавливаются на потухших вулканах и в природном парке «Налычево». Полеты зависят от погоды, а она бывает очень переменчивой. Пока инфраструктура большинства туристических объектов на Камчатке оставляет желать лучшего, рассказывает краевед, гид по Камчатке Максим Галайда:

Максим Галайда краевед, гид по Камчатке «Должно быть место для утилизации мусора, должны быть туалеты, там должны быть спальные места. Если это давать турфирмам, чтобы они вкладывали деньги, значит, это будет сказываться на стоимости путевки. Стоимость вырастет, сразу упадет поток туристов. К сожалению, регион не очень богатый. Не очень много людей, поэтому просто неоткуда взять из местных средств деньги. К нам сейчас стали приходить, скажем так, варяги с материка, начинают строить. Но, опять же, это все требует времени. Даже на то, чтобы просто физически провести дорогу на Мутновский вулкан, есть всего лишь три-четыре месяца в году, не больше. Все остальное время там идет снег, до 2-5 метров глубиной. И развивать надо не так, чтобы запихивать всех в Долину гейзеров. Потому что Камчатка — это не только Долина гейзеров, но еще и вулкан Мутновский, вулкан Авачинский, вулкан Толбачик».

В 2020-м Камчатка входила в топ-5 внутренних направлений отдыха, которые вызывали наибольший интерес у россиян. Тем не менее за прошлый год полуостров посетили около 65 тысяч человек, что почти в четыре раза меньше, чем в 2019-м.