Женщина перевела телефонным мошенникам 400 млн рублей. Она поверила, что ей звонят из ФСБ
О рекордной афере рассказал представитель «Сбера». Но жертвой преступления стала клиентка другого банка. Как злоумышленникам удается убеждать людей?
Читать на полной версииОбновлено в 18:12
В Сбербанке сообщили о рекордной сумме хищения со счета. В прошлом году телефонные мошенники выманили у женщины 400 млн рублей. Об этом рассказал начальник управления противодействия кибермошенничеству «Сбера» Сергей Велигодский, сообщает РБК.
По словам представителя кредитной организации, речь идет о схеме, когда жертва сама снимает деньги со счета и переводит их на счет мошенников в другой банк. Пострадавшая — женщина 54 лет, она клиентка другого крупного банка, какого — не уточняется.
Сначала мошенники позвонили ей, представившись сотрудниками службы безопасности банка и заявили, что «сейчас будут спасать деньги». Женщина согласилась и сообщила им, что на ее счете 14 млн рублей. «Они говорят: отлично, берем, снимаем и несем», — рассказал Сергей Велигодский.
После этого женщина рассказала мошенникам, что в другом банке у нее хранятся еще 380 млн. Ей ответили, что это очень серьезные деньги, ей позвонит сотрудник ФСБ и будет этим заниматься. Женщине под видом сотрудника ФСБ позвонил мошенник. «И вот она в течение месяца снимала эти деньги и отправляла их «спасателям», — пересказал этот случай представитель «Сбера».
Могли ли мошенники случайно выйти на такого состоятельного и доверчивого клиента, как эта женщина, потерявшая 400 млн рублей? Мнение члена Ассоциации руководителей службы информационной безопасности Александра Токаренко:
— Обычно, когда разводят, берут все-таки гораздо меньшие суммы. Но тут развели человека, который имел довольно-таки серьезную сумму. Для них это случайность, потому что они берут больше массовостью.
— Кто может слить такую информацию? Банк, наверное, не будет?
— Бывает, что сливают из банков. Но тут должен быть человек, купленный в банке, этот человек должен кроме данных по счетам еще и иметь доступ к данным по клиентам. Очень ограниченный круг лиц, который допущен к данной информации.
— Как вы думаете, в данной ситуации каким-то образом это все отследить возможно или нет?
— Отследить, может быть, частично и будет возможно, но вернуть деньги уже сейчас вряд ли. Потому что вполне вероятно, что они быстро переведены на другие счета, и сняты, может быть, даже не на территории РФ.
Если вывод денег продолжался в течение месяца, непонятно, почему на это не обратил внимание сам банк, отмечает гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов:
Лука Сафонов генеральный директор компании «Киберполигон» «Вы попробуйте, придите в банк и просто хотя бы снимите 2 млн рублей, например, или миллион, вас замучают вопросами: на какие цели вы снимаете, вам предварительно надо будет заказывать эти деньги по звонку, чтобы привезли наличные. Плюс если вы будете постоянно ходить в один и тот же банк, снимать деньги, вы уже примелькаетесь персоналу, плюс движение по счету ведут же, вас банально сотрудники могут спросить: что такое, и ввести вас в какой-то диалог. Да они на самом деле не дадут вам совершить эти действия. Плюс антимошенническая банковская система такие операции, такие транзакции подозрительные должна блокировать немедленно. И это прекрасно на самом деле. Например, один из банков, которым я пользуюсь: я пытался в позапрошлом году купить пару единиц техники Apple на свою корпоративную карту, и мне банк транзакцию эту заблокировал, потому что она была не похожа на мои остальные транзакции, то есть такие транзакции я обычно не совершал».
По данным аналитиков, в прошлом году мошенники украли у клиентов банков на 70% больше, чем годом ранее, а число случаев мошенничества выросло на 60%. Самым популярным каналом, где мошенники находили своих жертв, стали объявления о продаже товаров и услуг на специальных сайтах и в соцсетях, а также поддельные интернет-магазины.
В мае замначальника департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев сообщил, что регулятор разрабатывает законопроект, который позволит банкам блокировать переведенную на счет кибермошенников сумму после обращения пострадавшего.