Загородный рынок: строительство с перекосом
Опрошенные Business FM эксперты отмечают несоответствие между спросом и предложением на загородном строительном рынке
Читать на полной версииЧто-то часто в последнее время приходится вспоминать знаменитое «хотели как лучше, а получилось…» Причем вспоминать в связи с различными программами госсубсидирования, которые задумываются как нечто безусловно положительное, а оборачиваются в итоге чем-то как минимум спорным. Поэтому их все чаще называют не поддержкой, а допингом, чей краткосрочный вау-эффект вряд ли оправдывает последующие проблемы.
Льготная ипотека — понятная и даже, наверное, необходимая на момент ее принятия программа, поддержавшая застройщиков и давшая своим первым участникам-заемщикам очень серьезные преференции. Но что в итоге? Безудержный рост цен, которые и без льготной ипотеки росли бы заметно, а тут просто как с цепи сорвались, и в итоге сведенная в течение года на нет экономия: по оценкам ЦИАН, сегодня льготная ипотека как мера экономической поддержки населения больше не работает ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Казани, ни в Перми, ни в Краснодаре, а, например, заемщикам в Ростове-на-Дону, Ярославле, Барнауле, Самаре, если они сейчас возьмут льготную ипотеку, придется платить даже больше, чем если бы они взяли кредит по несубсидированной ставке, но по старым ценам на жилье.
Туристический кешбэк — уж какая, кажется, хорошая мера. Однако не стоит спорить, что он щедро плеснул масла в огонь и ускорил и без того умопомрачительный рост цен на отдых в России (параллели со льготной ипотекой тут проводят девять из десяти экспертов). Кстати, недавно известный шоумен Михаил Галустян обратился к жителям Сочи, где живет и он сам, с призывом: «Я вас очень прошу, не поднимайте сильно цены в связи с наплывом туристов. Радушно принимайте гостей, улучшайте сервис. И давайте не будем вдвое повышать стоимость». Ну и все посмеялись.
Кажется, к публикации готовится очередная глава с похожим сюжетом — «Деревянное домостроение». Введение ипотеки на ИЖС, разрешение использовать семейную ипотеку при строительстве дома, недавнее заявление «Дом.РФ» о совместной с Минстроем и Минцифрой работе над созданием суперсервиса, который позволит клиентам в онлайн-режиме выбирать типовые проекты домов с готовой документацией, строительную компанию для реализации проекта и банк для получения ипотеки, включение в утвержденную Минстроем программу прикладных научных исследований на 2021 год целого раздела, направленного на развитие деревянного домостроения… Возникает ощущение, что государство прямо соревнуется с пандемией за право считаться главным организатором бума в сегменте ИЖС, прежде всего деревянного.
И вот каким наблюдением поделилась недавно совладелец инвестиционной компании Garnet Екатерина Сивова: «Поставщики остановили поставку практически всех стройматериалов, которые связаны с древесиной, так как она сейчас сильно растет в цене. Кроме того, на складах, где хранятся стройматериалы, проходит переоценка. То есть отгрузка и прием новых заказов по таким товарам приостановлены. Это уже привело к задержкам поставки материалов. Все бригады и компании, которые завязаны на деревянных стройматериалах, начинают испытывать трудности с завершением работ в срок. Замечу, что даже клиенты, заказывающие оптом, сталкиваются с подобной ситуацией».
В беседе с Business FM глава компании Landwerk Дмитрий Гордов отметил, что несоответствие между спросом и предложением на загородном строительном рынке налицо и как долго оно будет продолжаться, увы, неизвестно.
— Безусловно, сейчас сезон высокого спроса на строительные материалы, и дерево активно используют многие компании. Мы, например, в основном используем доску. У нас есть вопросы, связанные с подорожанием. Цены растут постоянно, где-то месяц назад было подорожание примерно на 20%, и, что будет с ценами, скажем, через две недели, я сейчас предсказать не могу. Но с масштабными проблемами с поставками доски мы пока не сталкиваемся. Другое дело, что сегменты более сложных продуктов, например клееного бруса, могут испытывать более серьезный дефицит, поскольку производственные мощности здесь ограничены, они не успевают переварить возросший спрос. К сожалению, сроки поставки клееного бруса сейчас достигают шести-восьми месяцев — это сплошь и рядом. Поэтому многие девелоперы, особенно работающие в регионах вроде Подмосковья, мощности которого выбраны практически полностью, пошли дальше, вглубь России, в поисках новых поставщиков. Эти новички отчасти насытят рынок, но не по щелчку же. Хотя спрос вырос именно так — по щелчку, как будто раз — и включили.
— С чем вы связываете повышение цен, да еще происходящее с таким завидным постоянством?
— С рыночной конъюнктурой, прежде всего. Производители видят спрос — вот и результат. Наш загородный строительный рынок разделился на два мира — до и после пандемии. Период «до» был окрашен для «загородки» в негативные тона, а «после» начался цикл, связанный с проснувшимся и вернувшимся за город спросом, который очень быстро вымыл сократившееся к тому моменту предложение. А дальше потребительское поведение начало формироваться по принципу снежного кома: кто-то пошел купить что-нибудь интересное — и не успел, рассказал другу, тот тоже пошел — и ему тоже не хватило, и так далее, и все это создавало дополнительное давление на рынок. Сейчас идет серьезное надувание спроса, а производственные мощности не могут восстанавливаться с такой интенсивностью. К тому же миграционный поток тоже пока не восстановился, а замещение мигрантов гражданами России если и происходит, то совсем не быстро. В принципе, по моему мнению, в прошлом году был дан старт очередному крупному макроциклу загородного индивидуального строительства, так что мы пока в самом начале, в периоде активного роста.
И рост этот обещает быть внушительным. По прогнозу специалистов Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, к 2025 году доля деревянного домостроения в общем объеме вводимого в эксплуатацию российского жилья вырастет в полтора-два раза, что позволит довести долю домов из дерева в общем объеме жилого фонда страны до 20%.