Промежуточная победа ученых и деятелей искусства: Минобр доработает постановление о просветительской деятельности
После волны критики со стороны представителей профессионального сообщества как в адрес самого документа, так и закона, применение которого он должен был прояснить, министерство решило скорректировать содержание подзаконного акта. Сам закон останется в силе
Читать на полной версииЗаконопроект о просветительской деятельности вызвал массу негативных эмоций у экспертов еще в момент его обсуждения в Думе. Против закона выступали члены Российской академии наук и популяризаторы науки, а также айтишники; петиция набрала более 200 тысяч подписей и так далее. Но в итоге документ приняли. И как отмечали многие собеседники Business FM, сам закон на их взгляд был плохим и ненужным, но рамочным, а поэтому страшен не сам закон, а те подзаконные акты которые за ним последуют.
И вот в апреле Минобрнауки опубликовало проект постановления «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». Документ предполагал, что в понятие «просветительская деятельность» попадут любые лекции, презентации, размещение аудио- и видеосообщений в интернете, а также работа «в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности».
Потенциальные просветители должны были, согласно документу, иметь как минимум двухлетний опыт работы по заданному направлению и так далее. На портале обсуждения проектов нормативных актов документ тут же получил более 100 негативных отзывов и более 25 тысяч негативных оценок (против 70 положительных). Осудили документ ученые, объединение Google, Apple и «Яндекс», 1C, IBM и Group-IB), Mail.ru Group и «Лаборатория Касперского», представители культуры, экскурсоводы, музеи и так далее.
В Минобре к критике прислушались, чему очень рад исполнительный директор ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.
Николай Комлев исполнительный директор ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий «Мы не можем предусмотреть, что еще придумают разработчики [закона]. Ведь разработчики не всегда виноваты, они всегда думают о своем узком сегменте. Они работают вглубь, им не хватает широты взглядов, а закон имеет действие на всех и на все. Было бы достаточно надежной страховкой, если бы подготовленный документ пустили по положенной процедуре».
То есть все-таки сначала обсудить документ с представителями профессионального сообщества, услышать и принять к сведению их замечания. Тем более, что этот документ затрагивает очень широкий пласт общества. Сообщество к обсуждению готово. Свои поправки уже предлагал астрофизик и профессор РАН Сергей Попов. И он же выделил три главных пункта, которых в постановлении Минобразования точно быть не должно:
Сергей Попов астрофизик, профессор РАН «Во-первых, нужно убрать приравнивание просветительской деятельности к образовательной. То есть надо полностью убрать 331-й [пункт] статьи ТК «Запрет на просветительскую деятельность несовершеннолетним», убрать двухлетний стаж. Во-вторых, поскольку поправки были приняты в закон об образовании, логично, если положение будет применяться исключительно к образовательной сфере, даже, я думаю, к бюджетной образовательной сфере. Поэтому нужно из-под действия положения как минимум выводить научные учреждения и сферу культуры, а как максимум выводить и некоторые учреждения образовательной сферы. В-третьих, необходимость заключения договоров на просветительскую деятельность, в каком бы формате она ни осуществлялась».
Попов, например, предлагает, чтобы договоры оформлялись только тогда, когда выступающий за свою работу получает гонорар. Очевидно, что в ближайшее время просветителям придется очень много работать над документом для того, чтобы потом хоть как-то работать просветителями. Если конечно к работе над постановлением профессионалов реально допустят.