Бизнесмен Василий Бойко-Великий сменил СИЗО на квартиру
Обвиняемый в хищении около 90 млн рублей у банка «Кредит Экспресс» предприниматель Василий Бойко-Великий почти два года провел под стражей, прежде чем Мосгорсуд смягчил ему меру пресечения
Читать на полной версииМосгорсуд перевел из СИЗО под домашний арест председателя совета директоров агрохолдинга АО «Русское молоко» и главы группы компаний «Ваш финансовый попечитель» Василия Бойко-Великого, обвиняемого в хищении кредитных средств банка «Кредит Экспресс» на сумму около 90 млн рублей. Вину в растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ) бизнесмен отрицает, а его защита рассчитывает, что это дело будет прекращено, как и два предыдущих.
Для рассмотрения ходатайства Следственного комитета 61-летнего бизнесмена доставили в суд из СИЗО № 4 «Водник». При этом его родственники впервые за долгое время смогли попасть на заседание, поскольку уже около года посетителей не пускают в столичные суды из-за эпидемии коронавируса. На этот раз для близких — 86-летней матери обвиняемого Тамары Петровны и его дочери Анны — сделали исключение.
Как рассказала адвокат фигуранта Виктория Шонина, представитель СКР просил оставить ее подзащитного в СИЗО до 19 июля. В обосновании своего ходатайства он привел стандартные аргументы о том, что, находясь на свободе, фигурант может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью или оказать давление на свидетелей. Прокуратура поддержала эти доводы, которые, впрочем, защита сочла несостоятельными, указывая, что необходимость в содержании обвиняемого под стражей давно отпала, поскольку следствие по делу завершено, а его фигуранты почти ознакомились с материалами дела (230 томов).
«Никаких конкретных фактов следствие не приводило, — сказала Шонина. — Именно поэтому суд с учетом возраста фигуранта, которому в августе исполнится 62 года, наличия у него заболеваний, прочных социальных связей — семьи и постоянного места жительства, а также того, что он известный предприниматель и общественный деятель, принял решение о домашнем аресте».
Два года с десятью сокамерниками
Надо сказать, что в качестве альтернативы заключению под стражей защита также предлагала запрет определенных действий или залог в размере 10 млн рублей. Деньги готова была внести за Бойко-Великого одна из его фирм. Однако суд остановился на домашнем аресте до 19 июля 2021 года, постановив освободить бизнесмена из-под стражи в зале суда.
Местом домашнего ареста была избрана квартира в столичном районе Сокол, в которой бизнесмен проживал на протяжении 26 лет вплоть до своего задержания. И хотя там фигурант будет находиться круглосуточно, без возможности прогулок, сам Бойко-Великий и его родные не скрывали радости.
«Василий Вадимович содержался в СИЗО «Водник» почти два года в камере с десятью людьми на территории всего 29 квадратных метров. Вначале там было 12 человек, потом стало десять. Было очень тяжело. Нормальных врачебных осмотров там не было, у него часто отекали ноги, — рассказала Business FM его дочь Анна Бойко. — Конечно, теперь отец безумно рад».
Василий Бойко-Великий был задержан 19 июня 2019 года, на следующий день Басманный суд столицы санкционировал его арест. Следственный комитет России инкриминирует бизнесмену растрату в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ) средств банка «Кредит Экспресс», 10% акций которого владела основанная им компания «Ваш финансовый попечитель». Фигурантами дела стали еще восемь человек из числа топ-менеджеров и сотрудников банка.
Две «досудебшицы» и прекращенные дела
В первоначальной редакции обвинения речь шла о хищении с 2013-го по 2018 год под видом выдачи невозвратных кредитов более 180 млн рублей и 929 тысяч долларов. Однако в окончательной редакции следствие вменило фигурантам растрату 89 млн рублей. В мае прошлого года расследование дела завершилось, и обвиняемые приступили к ознакомлению с материалами. Двое из них — управляющая московским филиалом банка «Кредит Экспресс» Елена Чуева и сотрудница кредитного учреждения Наталья Ципинова — предпочли признать вину и заключить досудебное соглашение о сотрудничестве. Чуева 28 апреля была осуждена Черемушкинским судом столицы на три года лишения свободы, она обжаловала приговор. Ципинова 7 июня только предстанет перед судом.
Что же касается Бойко-Великого, он вину отрицает, как и большинство других фигурантов, находящихся уже под домашним арестом. «Свою вину мой подзащитный не признает и настаивает на своей непричастности к хищениям в банке. Никакого отношения он к выдаче кредитов не имеет и о наличии таких кредитов он не знал», — заявила Business FM Виктория Шонина. Она сообщила, что защита обжаловала решение Басманного суда Москвы, который 26 апреля ограничил ее клиента в ознакомлении с делом до 23 мая. Если этого не произойдет, уже летом этого года Бойко-Великий окажется на скамье подсудимых. Однако защита не теряет оптимизма и рассчитывает на положительный исход.
Ранее Бойко-Великий уже становился фигурантов двух уголовных дел, которые, правда, были закрыты. Первое было возбуждено Главным управлением МВД по Центральному федеральному округу еще в 2006 году и связано с махинациями, которые, по мнению следствия, имели место при скупке земель в Рузском районе Подмосковья. Предприниматель провел в СИЗО год и восемь месяцев и в 2008 году вышел на волю, внеся один из самых больших на сегодняшний день залогов в 50 млн рулей, который для него определил Верховный суд России. В 2016-м это дело, возбужденное по статьям «мошенничество» и «легализация похищенного» (ч. 3 ст. 159 и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ), прекратили за отсутствием состава преступления. В суд ушла часть выделенных из него эпизодов, по которым потерпевшими проходили 300 бывших работников совхозов Рузского района. На этот раз Бойко-Великому вменяли создание организованного сообщества (ч. 3 ст. 210 УК РФ) и фальсификацию доказательств по гражданским делам с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 303 УК РФ). Однако в августе 2020 года Рузский районный суд Подмосковья прекратил и это дело по ст. 210 УК РФ за отсутствием состава преступления, а по статье 303 УК — за истечением срока давности. Прокуратура оспорила данное решение в апелляции, но 16 марта 2021 года Мособлсуд оставил его в силе.