В Госдуме рассмотрят проект, обязывающий зарубежные IT-гиганты открывать филиалы в России
В противном случае иностранные компании, чья аудитория превышает 500 тысяч россиян, ограничат в рекламе. Законопроект внесут в Госдуму в ближайшее время
Читать на полной версииИностранных IT-гигантов хотят ограничить в рекламе, если они откажутся открывать свои представительства в России. Такие санкции предлагается включить в законопроект об обязательном открытии филиалов интернет-ресурсами, ежедневная аудитория которых превышает 500 тысяч россиян. Об этом сообщил соавтор инициативы, глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.
По его словам, крупным IT-компаниям могут запретить как рекламироваться самим в России, так и размещать рекламу на своих ресурсах. Кроме этого, под запрет могут попасть платежи в адрес этих компаний. Насколько все это будет эффективно, рассуждает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
— Если мы сейчас запретим российским гражданам, компаниям оплачивать и заказывать рекламу на западных площадках, будь то Facebook, Instagram и другие, то появятся посредники, например западные маркетинговые компании, которые будут принимать деньги и направлять их через посредников в Facebook, YouTube, Google. Таким образом, стоимость рекламы для россиян и компаний вырастет. Бизнес не идет в рискованные страны, поскольку это большие затраты и риски. Россия, к сожалению, для Запада сейчас считается зоной с достаточно большим деловым риском. Создать здесь представительство — это серьезный шаг. Для того чтобы западные компании сюда заходили, необходимо создать привлекательную законодательную базу. В том числе нужно создать некий прецедент, историю для того, чтобы западные компании четко видели, за что их штрафуют, что [в России] есть суды, которые способны регулировать подобные споры с госведомствами.
— Как вы считаете, крупные иностранные IT-компании могут согласиться на такой шаг в России?
— Я думаю, это выгодно тем, у кого достаточно большой поток рекламных денег. К ним относится YouTube, им такой кусок нехорошо терять, поэтому они могут согласиться на это. Но YouTube — это дочерняя компания Google, а это уже другая история. Опять же ввязывается большая политика и спецслужбы.
Под действие законопроекта точно попадут Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, YouTube, WhatsApp, Viber и Telegram, заявил депутат Антон Горелкин.
Аналогичное наказание в виде запрета на рекламу для IT-компаний, которые не откроют свои представительства в стране, осенью 2020 года ввела Турция. Там иностранные компании выполнили требования. Ситуацию комментирует директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
Владимир Зыков директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров «Этот способ был протестирован в Турции, в результате чего все крупные корпорации зарегистрировались в Турции. Последним это сделал Twitter, который за сутки до вступления закона в силу пошел навстречу турецким властям и выполнил эти требования. При этом надо понимать, что количество пользователей Twitter в Турции и России, по официальным данным, одинаковое, в районе 12 млн человек. С другой стороны, есть информация от наших коллег, согласно которой в российском Twitter много ботов, имитирующих поведение российских граждан. Из-за этого показатели рекламных доходов ниже, чем в Турции, ввиду того, что это бот-пользователи. Поэтому внедрение аналогичных мер в России должно заставить иностранные корпорации подчиняться требованиям российских законов. Насколько мне известно, норма должна быть принята до конца весны, по крайней мере так говорили, но, наверное, уже не успеют, хотя еще есть время внести закон до конца весенней сессии».
Законопроект внесут в Госдуму в ближайшее время, пообещал 13 мая депутат Хинштейн.