Как не остаться без WhatsApp?
У пользователей популярного мессенджера есть буквально пара дней, чтобы согласиться с новой политикой в отношении персональных данных. В случае отказа с 15 мая им отключат часть функций
Читать на полной версииОбычно люди редко читают соглашения об использовании приложений, многие, что называется, на автомате нажимают кнопку «Ок», тем самым принимая все условия. Но на этот раз, похоже, что-то пошло не так.
О новой политике конфиденциальности WhatsApp объявил в январе, но перенес обновление на май из-за оттока пользователей, которые не желают, чтобы их данные автоматически передавались из WhatsApp в Facebook. А именно этого и добивается новый владелец мессенджера, компания Марка Цукерберга. Отказникам обещают на первом этапе отключить чаты, а потом и все остальное.
В некоторых странах проблема вышла на уровень правительства. Немецкий регулятор поступил радикально и вообще запретил Facebook собирать данные пользователей WhatsApp. В России проблема не так активно обсуждается в СМИ и соцсетях, как на Западе, и многие, похоже не понимают, что происходит. Вот что рассказала Business FM москвичка Екатерина.
«Я только недавно узнала, что WhatsApp требует от меня, чтобы я на что-то согласилась, я не углублялась в этот момент. У меня несколько раз за день всплывают какие-то уведомления от WhatsApp, и сегодня от коллег узнала, что это такое. Согласие на передачу своих данных я пока не давала, но, как я поняла, выбора у меня нет, придется соглашаться с новыми правилами работы WhatsApp, потому что уйти в Telegram или другие мессенджеры я не могу — очень много контактов, которые есть только в WhatsApp: родительские чаты в школе, детском саду, дополнительного образования, танцы и другие чаты, где обсуждаются важные моменты, все сохранено там».
У Екатерины iPhone, и там уведомления в WhatsApp об изменении политики появляются по несколько раз на дню. Не заметить их сложно. На Android уведомление, похоже, появляются только при запуске WhatsApp, и пользователь может случайно его закрыть или же, напротив, согласиться на изменения не глядя. А речь идет о передаче в Facebook номеров телефонов, данных о транзакциях, о взаимодействии с другими пользователями и компаниями, а также большого объема чисто технической информации.
Когда Facebook покупал WhatsApp, в компании Цукерберга надеялись, что клиенты мессенджера вольются в стройные ряды пользователей соцсети, но этого, похоже, не произошло. И теперь Facebook хочет заполучить их данные другим способом. Продолжает владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков:
Павел Катков владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» «Персональные данные пользователей давно уже являются новой нефтью. Facebook, покупая WhatsApp, как бы покупал его базу пользователей и их персональные данные. Соответственно, этот вопрос надо как-то легализовать, юридически оформить. Как? Через эти правила использования сервиса WhatsApp, с которыми пользователи должны согласиться. Чем все закончится? Я думаю, что вряд ли будет смерть WhatsApp, но у него будет определенный отток. Сначала он будет резкий, а потом замедлится, а потом, может, даже часть людей и вернутся».
Незадолго до «часа икс», когда вступят в силу новые правила конфиденциальности WhatsApp, компания Apple выпустила обновление своей мобильной операционной системы. В нем есть новая функция, которая позволяет пользователям запретить всем сторонним приложениям сбор и передачу персональных данных. И это уже можно рассматривать в контексте конфликта Apple и Facebook или даже персонального противостояния их руководителей Тима Кука и Марка Цукерберга, подробности которого стали известны не так давно. Хотя сам спор тянется уже без малого десять лет. Комментирует независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский.
Яков Гродзенский независимый эксперт по информационной безопасности «Уже сейчас мы знаем, что Facebook выступает с заявлениями по поводу монопольного положения Apple на рынке и пытается каким-то образом предотвратить введение этой функции как ограничивающей конкуренцию. Я думаю, может идти речь о том, что Apple пытается взять под контроль достаточно большой рынок, с одной стороны, рекламы, на котором она уже давно присутствует, с другой стороны — рынок big data. И возможно, что внедрение таких функций является одной из частей плана по утверждению своего господства на рынке продаж больших данных о пользователях».
Хорошая новость в том, что WhatsApp обещает не удалять в течение трех месяцев аккаунты тех, кто не согласился на передачу своих персональных данных в Facebook. У таких людей будет еще 120 дней после 15 мая, чтобы изменить свое решение.
Интересно, что и саму Apple не раз обвиняли в сборе персональных данных, иногда даже без уведомления об этом пользователей. И, несмотря на заявления руководства компании о том, что безопасность персональных данных для нее превыше всего, многие уверены, что Apple продолжает тайком собирать информацию о пользователях. Но это уже другая история.