Обновлено в 19:48

Советский районный суд Казани санкционировал арест 19-летнего Ильназа Галявиева, убившего девять и ранившего более 20 человек в гимназии № 175. Об этом сообщает корреспондент Business FM. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство следствия и заключил обвиняемого под стражу на два месяца, до 11 июля. Сам фигурант против ареста не возражал. Свою вину в совершении массовых убийств, за которые ему грозит пожизненное лишение свободы, он признал. Впрочем, не исключено, что Галявиеву удастся избежать колонии в случае, если медики признают его невменяемым.

К наплыву прессы в Советском районном суде Казани подготовились заранее. Журналистов не стали держать на улице, а разрешили пройти внутрь задолго до начала заседания, снабдив бутылками воды. Для слушания же выделили самый большой зал на 250 человек, который здесь обычно используется для резонансных дел. Для удобства работы репортеров даже включили Wi-Fi.

В зал суда обвиняемого завели около шести вечера в сопровождении двух конвоиров. Оба остались с ним прямо в клетке с бронированным стеклом. Перед началом процесса задержанный успел коротко пообщаться по установленному в клетке телефону с адвокатом Александром Гиляжевым. Тот еще перед началом заседания сказал, что с учетом тяжести содеянного обвиняемому вряд ли удастся избежать ареста.

Ильназ Галявиев лица от публики не прятал, если не считать медицинской маски. Кому-то показалось, что он улыбался, пока журналисты атаковали его вопросами. «Вы понимаете, что вы убили девять человек?», «Не хотите ничего сказать их родителям?», «Вы что-то помните?», «Раскаиваетесь?» — спрашивали его. Обвиняемый хранил молчание. Когда его спросили, есть ли у него хронические заболевания, задержанный ответил отрицательно. А когда следователь Дмитрий Макаровский озвучил ходатайство о его аресте, возражать не стал.

Представитель СК мотивировал свою просьбу тем, что Галявиев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено в том числе пожизненное лишение свободы. Ему предъявлено обвинение по пунктам «а», «в» и «е» части 2 статьи 105 УК РФ («убийство двух и более лиц, в том числе несовершеннолетних, общеопасным способом»).

По мнению Макаровского, оставлять молодого человека на воле нельзя. «Находясь на свободе, Галявиев может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства или воспрепятствовать производству по уголовному делу», — сказал следователь. Он добавил, что на сегодняшний день у задержанного не выявлено заболеваний, которые бы препятствовали его содержанию под стражей, и напомнил о совершенных злодеяниях.

По его словам, 11 мая не позднее 9:30 утра Галявиев пришел в казанскую гимназию № 175 и, «желая публично выразить свое исключительность и превосходство, решил совершить массовое убийство» с помощью заранее приобретенного ружья и самодельного взрывного устройства. По данным следователя, в школе молодой человек произвел не менее 17 выстрелов, в том числе в двух педагогов. С помощью бомбы «с поражающими элементами» он устроил взрыв на первом этаже здания у входа в кабинет английского языка.

Следователь сообщил, что вина фигуранта подтверждается в том числе его признательными показаниями, а также его записями в телеграм-канале, и попросил заключить фигуранта в СИЗО на два месяца. Его поддержал заместитель прокурора Татарстана Алексей Заика. Он отметил, что для иной меры пресечения фигуранту, совершившему такие преступления, ни процессуальных, ни моральных оснований «нет и быть не может».

Адвокат обвиняемого в свете позиции своего подзащитного возражать не стал, назвал просьбу об аресте законной и обоснованной. Он пояснил, что позиция защиты связана с позицией доверителя. «Сам он не возражает», — напомнил Александр Гиляжев.

Чтобы принять решение, судье потребовалось 20 минут. Он полностью принял доводы следствия, санкционировав арест Ильназа Галявиева до 11 июля. Тот выслушал решение, не демонстрируя эмоций, а когда судья спросил, понятно ли ему решение, четко и громко ответил: «Да».

Впрочем, это были единственные его слова. «Почему вы улыбаетесь? По глазам видно, что вам смешно», — спрашивали репортеры. Но тот не проронил больше ни слова, а после его увел конвой.

После окончания процесса Алексей Заика подтвердил, что по делу в ближайшее время будет назначена психолого-психиатрическая экспертиза, на которую обычно отводится два месяца. По его словам, пока неясно, был ли молодой человек в состоянии наркотического опьянения, поскольку следствие еще не получило результаты анализов. По данным прокуратуры, никаких сообщников у обвиняемого не было. Отвечать же на вопрос, является ли нормой, что в школе не было сотрудников ЧОП, а вход охраняла лишь вахтерша, заместитель прокурора республики не стал.

Утром 11 мая Ильназ Галявиев пришел в казанскую гимназию № 175, где раньше учился, с гладкоствольным охотничьим ружьем Hatsan Escort, большим количеством патронов и самодельной гранатой. Взорвав дверь, он открыл огонь, убив девять человек, в том числе семерых детей и двух учительниц — английского языка и начальных классов Эльвиру Игнатьеву и Венеру Айзатову. По информации мэрии столицы Татарстана, еще 21 человек получил ранения.

По факту случившегося было возбуждено дело. Его расследованием поручили заняться центральному аппарату СКР.

По данным Life, после задержания Галявиева в его квартире было найдено большое количество патронов и деталей для изготовления взрывного устройства.

Следствие планирует назначить Галявиеву комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Незадолго до нападения он завел телеграм-канал, в котором объявил себя богом, сфотографировался в маске с соответствующей надписью и написал, что идет в школу убивать. По словам основателя мессенджера Павла Дурова, телеграм-канал Галявиев завел за 20 минут до трагедии, а сделал его публичным — за 15 минут до случившегося.

Известно, что Галявиев в апреле был отчислен с четвертого курса колледжа Татарского института содействия бизнесу, где учился на IT-специалиста, из-за того, что не сдал экзамены. По информации Cледственного комитета, молодой человек часто жаловался на сильные головные боли, а в 2020 году ему поставили диагноз, свидетельствующий о заболевании мозга. Официальный представитель СК Светлана Петренко призналась, что следственные действия с Галявиевым стали поблемой в связи с неадекватным состоянием задержанного. По данным газеты «Коммерсантъ», в 2020 году юноше был поставлен диагноз «атрофия головного мозга».

В беседе с Business FM врач-психиатр и врач-психотерапевт высшей категории
Александр Федорович отметил, что такого заболевания, как «атрофия головного мозга», нет. Но речь может идти об энцефалопатии.

«Это заболевание, которое относится к нервным болезням, его лечат неврологи, а не психиатры. Именно поэтому Галявиев не состоял на учете в психоневрологическом диспансере, именно поэтому комиссия военкомата признала его годным к воинской службе и ему выдали разрешение на оружие. Там есть психическая составляющая, но это не психическое расстройство, которое должно быть внесено в классификатор психических болезней», — сказал он.

По мнению врача, энцефалопатия могла послужить спусковым механизмом для возникновения психического заболевания наравне со «стресогенной обстановкой» и другими факторами. «Мы не знаем, что с ним было, может, он не ел, не спал, может, был под воздействием каких-то психоактивных веществ, перенес какую-то соматическую болезнь, истощился компьютерными играми, получил травму. Может быть, все это в совокупности могло послужить основанием для инициации психического расстройства. Причинно-следственную связь нужно устанавливать. Но из энцефалопатии шизофрения вырасти не может. Это два параллельных состояния», — сказал доктор.

Если экспертиза признает молодого человека невменяемым, ему удастся избежать наказания за убийства, поскольку в этом случае суд обязан будет направить его на принудительное лечение.

12 мая в Татарстане объявлено днем траура.