В Центральном районном суде Тулы начался судебный процесс по делу о махинациях при создании и внедрении в Тульской области региональной информационной системы здравоохранения (РИСЗ). На скамье подсудимых двое: экс-министр информатизации тульского правительства Артур Контрабаев и бизнесмен Алексей Черноусов. Следствие полагает, что соучастники похитили 68 млн рублей, выделенные из бюджета на создание нового программного обеспечения, а область вместо новой системы получила продукт, созданный еще 15 лет назад.

На предварительное слушание в Тулу фигурантам пришлось добираться из столицы, где оба находятся под домашним арестом. При этом, если Артуру Контрабаеву данная мера пресечения была избрана изначально в июле прошлого года, то Алексей Черноусов восемь месяцев провел в СИЗО, прежде чем в марте 2021 года Басманный суд перевел его под домашний арест.

Следственный комитет возбудил уголовное дело в 2017 году. Первоначально оно касалось только министра информатизации тульского правительства Артура Контрабаева, которому инкриминировали превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Но летом 2020 года, когда подходил шестилетний срок давности, дело по этой статье было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. При этом по тем же обстоятельствам Артуру Контрабаеву сразу же предъявили обвинение в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а Алексею Черноусову — в пособничестве в совершении данного преступления (ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ).

Новое — хорошо забытое старое?

По версии следствия, чиновник и коммерсант действовали в сговоре. В марте 2013 года Черноусов от подконтрольных ему фирм направил в Комитет государственного заказа Тульской области коммерческие предложения для участия в конкурсе на создание и внедрение РИСЗ в рамках реализации утвержденных в 2012 году программ модернизации регионального здравоохранения и внедрения в эту сферу «современных информационных технологий».

Конкурс выиграло столичное ООО «Смарт Дельта Системс», гендиректором которой и совладельцем являлся Алексей Черноусов. Как указывает СК, это произошло благодаря тому, что данная организация предложила «явно заниженную стоимость контракта на выполнение работ» в сумме 30 млн 100 тысяч. При этом, получив в 2013-2014 годах из бюджета области более в рамках трех госконтрактов 68,3 млн рублей на создание и сопровождение РИСЗ, компания никаких новых разработок не произвела, а просто использовала в Тульской области запатентованную ею еще в 2005 году медицинскую информационную систему (МИС) «Инфоклиника», а точнее, один из ее модулей — «Электронная регистратура». Исключительные права администрации области на систему переданы не были.

В ходе следствия фигуранты вину не признали, апеллируя к тому, что адаптированное к Тульской системе Минздрава ПО до сих пор работает, стоит на балансе регионального правительства и никаких претензий к его работе нет, область платит за его обслуживание. Представитель Министерства здравоохранения Тульской области, признанного по делу потерпевшим, иск не заявил.

На предварительном слушании, которое стартовало 11 мая в Центральном районном суде Тулы, защита фигурантов ходатайствовала об исключении из материалов дела судебной компьютерно-технической экспертизы, которая оценила стоимость результатов фактически выполненных работ в ноль рублей. Защита ссылалась на то, что само исследование было проведено с нарушениями — эксперты, которые не являются оценщиками, не могли отвечать на вопрос о стоимости работ. «На это же указывал на следствии и представитель потерпевшего, который не был согласен с выводами экспертизы и ходатайствовал о проведении повторной, в чем ему было отказано», — рассказал Business FM адвокат Артура Контрабаева Андрей Бастраков.

Первое место в рейтинге

Кроме того, защита ходатайствовала о возвращении дела прокурору для устранения нарушений, которые, по ее мнению, были допущены в ходе расследования. «Из обвинительного заключения мы не можем понять, программное обеспечение было создано или нет, работы были выполнены или нет. Потому что следователь то пишет, что они были выполнены, то пишет, что нет. Из обвинения это не ясно, а это ключевой момент», — сказал Андрей Бастраков. Он выразил недоумение в связи с выводами следствия о победе ООО «Смарт Дельта Системс» благодаря предложению наиболее низкой цены.

«В чем здесь противозаконность? Для государства же это хорошо, если компания согласилась выполнить работы не за 54 млн рублей, а за 30 млн», — сказал адвокат. Он отметил, что следствие не обращалось с запросом в Федеральную антимонопольную службу, чтобы получить заключение о том, имело ли место нарушение закона о конкуренции, а вместо этого безосновательно сделало вывод о «явно заниженной цене», чтобы «опорочить» конкурс. По словам Бастракова, его подзащитный не отрицает, что РИСЗ Тульской области была создана на основе ранее существовавшей медицинской информационной системы «Инфоклиника». Однако говорить о продаже старой системы под видом создания новой нельзя, поскольку для создания региональной информационной системы здравоохранения необходимо было прежде всего интегрировать ее в Федеральную систему Минздрава и Фонд обязательного медицинского страхования, на что потребовалось много усилий.

«Следствие же говорит, что вообще ничего не было создано. Но как тогда получается, что в феврале 2021 года были опубликованы рейтинги цифровизации регионов и Тульская область благодаря этой якобы не созданной РИСЗ оказалось на первом месте?» — задается вопросом адвокат. Он добавил, что первоначальный победитель конкурса на создание РИСЗ, фирма «Метатрейд» не справилась с задачей, контракт с ней был расторгнут, после чего пришлось организовывать новый конкурс, победителем которого и стала компания «Смарт Дельта Системс», уже около 20 лет создающая со своими дочерними структурами ПО для медучреждений.

Чтобы подготовить позицию по заявленным ходатайствам, представитель прокуратуры взял паузу до 17 мая. Ожидается, что в этот день суд, выслушав доводы обвинения, вынесет решение — вернуть дело на доследование или назначить рассмотрение по существу. В этот же день суд может определиться и с мерой пресечения для фигурантов. Поскольку, находясь под домашним арестом, ездить на процесс в другой город подсудимым проблемно, адвокаты намерены поднять вопрос об изменении им меры пресечения на подписку о невыезде или запрет определенных действий без ограничения времени на пребывание дома.