Стрельба в Казани: хронология событий и первые последствия
Погибли девять человек, в том числе семеро восьмиклассников. Пострадали более 20 человек. Восемь из 18 госпитализированных детей получили огнестрельные ранения. Двое находятся в крайне тяжелом состоянии
Читать на полной версии«Тихая мышь. Абсолютно спокойный, вежливый, опрятный. Особо ни с кем не дружил» — так ректор университета ТИСБИ Нэлла Прусс в беседе с изданием Mash описывает бывшего студента колледжа при университете управления Ильназа Галявиева. 19-летнего молодого человека, который через четыре года после выпуска из школы № 175 вернулся в родное учебное заведение с целью убить как можно больше людей.
Из колледжа, в котором Галявиев учился на айтишника, его недавно отчислили из-за академической задолженности. Но ректор по-прежнему не понимает, как можно было разглядеть в этом тихом подростке то, что он способен на такое.
Бывшие одноклассники Галявиева в интервью различным СМИ также говорят о нем как о спокойном, неприметном человеке. Правда, по словам одних учеников 175-й школы, Галявиева травили, а другие утверждают, что его никто не трогал. Но будущий убийца пытался рассказать о своих планах. Так, телеграм-канал «Еду в Татарстан» написал, что в разговорах со своим братом Галявиев упоминал: в школе к нему относились плохо, и у него возникало желание прийти туда и всех расстрелять. Что он и попытался сделать утром 11 мая.
Во время нападения на школу, чтобы спастись, дети выпрыгивали из окон, некоторые прятались под партами.
О своих чудовищных планах Галявиев рассказал и сам, причем, условно, всему миру. За несколько дней до нападения он завел телеграм-канал «Бог», в котором, собственно, и объявил себя богом, сфотографировал себя в маске с соответствующей надписью и написал, что идет в школу убивать.
В Сети опубликованы кадры допроса Галявиева, где он уже после содеянного продолжает настаивать на том, что он «бог» и просто всех ненавидит, а недавно стал ненавидеть еще сильнее. На этих кадрах обычному человеку без медицинского образования легко может показаться, что Галявиев явно находится не в себе, судя по тому, что и как он говорит. Однако оружие он приобрел легально, и, как заявил газете «Взгляд» депутат Госдумы Александр Хинштейн, к молодому человеку не было вопросов по линии психиатров или инспекторов по делам несовершеннолетних.
По данным СМИ, Галявиев был вооружен турецким ружьем Hatsan Escort, таким же пользовался несколько лет назад студент колледжа, открывший стрельбу в Керчи. Судя по видео с уличных камер, дробовик он нес открыто, практически размахивая им, и его видели люди. Но никто ничего не предпринял. Галявиев спокойно дошел до школы.
Большинство погибших детей учились в 8А. Среди погибших также 26-летняя учительница английского Эльвира Игнатьева. Как пишет Mash, в мае она собиралась уходить из школы, устав от бесконечной работы и желая немного пожить для себя.
После трагедии власти на федеральном уровне вновь начали говорить о необходимости пересмотреть правила выдачи разрешений на оружие, о том, что нужно что-то делать с жестокими компьютерными играми и, конечно, об охране школ.
Власти Татарстана сообщили, что 175-ю гимназию в Казани охраняла вахтерша. Там была установлена тревожная кнопка, а ЧОП работал три года назад. Позже появилась информация, что в здании все же был охранник, но это был не сотрудник ЧОПа или Росгвардии, а нанятый самой школой мужчина, который сидел на вахте. По данным журналистов, это бывший преподаватель математики, муж классной руководительницы стрелявшего. Именно его первым на входе ранил Ильназ Галявиев.
Возникает вопрос: если бы там был профессиональный охранник, но один и без оружия, что бы это изменило? А если двое и с оружием? Но далеко не все родители согласились бы с тем, чтобы в школе вообще находились вооруженные люди. Что, если первым выстрелом нападающий убьет охранника с автоматом и потом у него появится еще и автомат? Вопросов много, но охранниками проблему не решить, уверен преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Всеволод Луховицкий сопредседатель профсоюза «Учитель» «От того, что будет охранник или пять охранников, ничего не изменится. Это только ухудшит ситуацию в школе, если она будет окончательно закрытым учреждением для всех. У нас такое общество. Мы живем в таком мире. Говорить о том, что эта ситуация может измениться при каких-то конкретных двух действиях, — мне кажется, это совершенно нереалистичное утверждение».
Как писал в своем телеграм-канале сам Галявиев, после нападения на школу он собирался покончить с собой. Но в итоге, расстреляв детей и сотрудников школы, он сдался полиции. Вышел на крыльцо с поднятыми руками. «Ты не бог, ты — гнида» — картонная табличка с такими словами появилась у стихийно организованного мемориала рядом с гимназией № 175 в Казани.
Уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова подтвердила, что в раздевалке школы взорвалась самодельная бомба, частично обрушив стены. К счастью, никого в тот момент в раздевалке не было. Местные власти назвали произошедшее терактом. После трагедии президент Владимир Путин потребовал ужесточить правила владения оружием в России.