В Норвегии могут отказаться от вакцин AstraZeneca и J&J
Сделать это рекомендовал экспертный совет при правительстве. Ранее так же поступили в Дании. Причина — риск образования тромбозов
Читать на полной версииЭкспертный совет при правительстве Норвегии рекомендовал не использовать вакцины компаний AstraZeneca и Johnson & Johnson для прививок от коронавируса. Причиной стали редкие случаи тромбоза после вакцинации.
Директор Национального института общественного здравоохранения Камилла Столтенберг сказала, что риск использования препаратов неизвестен, поэтому польза тоже неясна. Эксперты рекомендуют исключить AstraZeneca и Johnson & Johnson из прививочной кампании и оставить эти препараты только для тех, кто сам выразит желание ими вакцинироваться.
В результате странам придется использовать американские вакцины, к которым тоже могут быть вопросы, говорит генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:
Николай Крючков генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» «Сейчас уже более-менее понятно, что у определенной категории людей, а именно преимущественно у женщин младше 30 лет (и некоторые риски существуют для женщин младше 50 лет), возникают специфические тромбозы после применения вакцин от Johnson & Johnson и AstraZeneca (с которой и началось расследование). Это все-таки крайне редкие события. Скажем, в США на полтора миллиона сообщали всего о шести таких случаях. Я думаю, что это на самом деле победа американской фармотрасли, которая старательно продвигает вакцину от Pfizer и Moderna. Препараты от Moderna и Pfizer — это дорогие вакцины, особенно от Moderna, поэтому, конечно, наиболее богатые страны фактически приняли решение переплатить с тем, чтобы очень незначительным образом снизить риски для своего населения. Поэтому тут надо понимать, что и в отношении вакцины от Pfizer имеются исследования, и данные по вакцинации, которые показывают также повышенный риск тромбозов, правда, других. И если уже формально подходить к вопросу, то, в общем, это тоже не стопроцентно безопасная вакцина. Но еще раз повторяю, это вопрос, наверное, лоббизма, вопрос политической воли ЕС и, соответственно, США».
В апреле Дания уже отказалась от AstraZeneca, а в начале мая — от Johnson & Johnson, но оставила их для прививок «по желанию». Если европейские страны будут поочередно отказываться от этих вакцин, то хватит ли на всех препарата от Pfizer, который останется чуть ли не единственным? Комментирует ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной и трансляционной медицины Сибирского отделения РАН Александр Чепурнов:
— Если я правильно понимаю ситуацию, они потому убирают все это на склады, что если вдруг что-то случится, не получится раздобыть необходимое количество более эффективной вакцины, значит, придется применять это. Самый важный вопрос — это чтобы, не притормаживая, массово шла вакцинация везде, где только можно.
— Есть ли в этой связи какие-то перспективы у «Спутника»?
— Откровенно говоря, как гражданину мне бы хотелось, чтобы не о перспективах думалось, а о том, чтобы у нас не жаловались на нехватку вакцины. Меня как-то вообще все эти продажи туда на сегодняшний день не вдохновляют, мне кажется, что сначала надо было страну отвакцинировать и организовать ревакцинацию в стране надежную, а после этого торговать направо и налево уже можно. Либо торговать патентами, это уже другое дело, тут одно другому не помеха.
В феврале европейские страны уже приостанавливали использование препарата от AstraZeneca, в том числе из-за нескольких смертельных случаев. Однако в ВОЗ не нашли связи между прививкой и тромбозами. После этого вакциной AstraZeneca привилась канцлер Германии Ангела Меркель, а президент Украины Владимир Зеленский — вакциной от этой же компании, произведенной в Индии.
Случаи тромбозов фиксировались и после вакцинации препаратом от Johnson & Johnson. Его использование приостанавливали в США и в Европе. Но эксперты также не нашли причинно-следственной связи. Американский регулятор в итоге рекомендовал возобновить использование вакцины.