Мошенники начали использовать Booking для обмана путешественников
Выяснилось, что бронирование на проверенном ресурсе не дает гарантии, что вы не потеряете деньги, если не будете внимательными. Business FM рассказывает историю Вероники Бирман
Читать на полной версииЭксперту по дайвинг-туризму Веронике Бирман понадобилось срочно снять квартиру в Москве. Решила, как обычно, бронировать на Booking. Столица на майские обычно заполнена, но иногда появляются новые варианты, и Веронике попался подходящий — 34 тысячи рублей за 17 ночей. Было указано, что до заезда оплата не требуется, но объект размещения имеет право заранее зарезервировать депозит на эту сумму и он же обрабатывает все платежи.
Booking подтвердил бронирование, однако указанный телефон был недоступен. Но с Вероникой очень быстро связались по WhatsApp. Обговорив детали, девушке предложили внести депозит через Booking.
«Они прислали мне ссылку. Она выглядела странно — booking.me, причем если присмотреться, то там понятно, что вместо буквы i буква l. Но меня не очень это смутило. На мой взгляд, нормально для сайта иметь некое другое зеркало для оплат, почему бы нет? Во-вторых, я забронировала на официальном Вooking.com, и даже если бы они прислали мне ссылку на, не знаю, «Апартаментысолнышко.ру», меня бы это не смутило, так делают многие российские отели, у них свои ссылки на оплаты, почему бы нет? Я перешла по этой ссылке. Сайт полностью копировал сам Вooking.com И даже работали все пункты меню. Выглядело все очень солидно. Там необходимо было оставить данные карты, и когда я ввела СМС-код, с меня списалась сумма. Смутило то, что сайт выдал ошибку с просьбой ввести СМС-код еще раз, но не тот же, а пришел новый СМС-код. Для меня стало очевидно, что если я введу новый СМС-код, то сумма спишется еще раз. Я поняла, что, похоже, я имею дело с мошенниками».
Вероника заблокировала карту, связалась с полицией и подала заявление на оспаривание платежа в банк. Через пару часов мошенники сказали, что им пришло уведомление о возврате и Веронике нужно заполнить заявление, указав данные карты, и деньги вернутся. Этого делать она уже не стала. А на следующий день позвонил Booking, сообщив, что объект отказал ей в бронировании. После чего мошенники заблокировали Веронику в WhatsApp. По ее словам, в ОВД «Марьина Роща» ей сказали, что только к ним в отделение каждый день приходит три-пять таких заявлений на Booking.
Есть несколько признаков, указывающих на мошенничество, особенно если они в совокупности, говорит независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский:
Яков Гродзенский независимый эксперт по информационной безопасности «Если вы нашли какой-то интересный, сильно отличающийся по цене объект, посмотрите его на других сайтах. Должно насторожить в случае, если объект новый, ни одного отзыва и только на Booking [он] и присутствует. Во-вторых, неработающий номер телефона. Можно проверять, в принципе, наличие сайта у данного объекта, работающий ли сайт, номер телефона работает или нет и так далее. Кроме того, опять же, непоследовательность: было написано, что оплата до заезда не требуется, с другой стороны — написано, что объект размещения может заранее зарезервировать сумму. Следующее — это ссылка, которая ведет на какой-то посторонний сайт».
По возможности надо выбирать варианты, чтобы не вносить оплату до заезда. Теперь Вероника надеется, что Booking все-таки вернет деньги, потому что бронирование было оформлено на сервисе. Она ждет окончания праздников, чтобы заняться формальностями.
Если Booking и выплатит компенсацию, то это будет жест доброй воли, поскольку деньги были перечислены не сервису, а третьим лицам, говорит адвокат Сурен Аванесян, но о подобной щедрости агрегаторов раньше он не слышал:
Сурен Аванесян адвокат «Я сомневаюсь, что Booking возьмет на себя ответственность за эти риски, потому что, конечно, репутационные потери могут быть и, возможно, в статистику попадут по подобного рода делам, но перспективы достаточно призрачные. Теперь относительно самого механизма. Здесь есть в системе безопасности какая-то дырка либо в самом Booking, либо у принимающей стороны. Где-то им поступает информация о брони с Booking и данные конкретного лица с его контактными данными. Возможно, утечка происходит там. Должны все-таки разбираться правоохранители. Очень многие агрегаторы просто переполнены всякими мошенниками».
Вернуть деньги при помощи чарджбэка тоже вряд ли удастся, поскольку перевод был с карты на карту. Вероника написала о произошедшем на своей странице в Facebook, и в комментариях люди делились похожими историями не только на Booking, но и на других сервисах, включая Airbnb и «Авито».
Радиостанция Business FM направила запрос компании Booking, на момент публикации материала ответа редакция не получила.