Спустя месяц после распоряжения Лукашенко: Белоруссия создала собственную вакцину от коронавируса
В пробирке препарат получили 6 мая, но до производства пока далеко. Что о возможности создания Белоруссией собственной вакцины от ковида в такие сроки говорят эксперты?
Читать на полной версииБелоруссия создала собственную вакцину от коронавируса — спустя месяц после распоряжения Александра Лукашенко, которое он подписал 1 апреля. По словам президента Белоруссии, «другую, отличную от того, что мы сегодня покупаем, как врачи называют, живую вакцину» создали 6 мая, передает «Белта».
Как отметил Лукашенко, нет никаких гарантий, что существующие вакцины в будущем будут помогать от новых мутаций вируса. «А завтра мы свою вакцину, которая уже в пробирке, приспособим к тому штамму, который мы будем иметь. Кто его знает, как жизнь сложится», — заявил он. Комментирует профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «С одной стороны, я абсолютно не сомневаюсь, что белорусские ученые могут разработать вакцину. В Белоруссии всегда была сильная наука, президент Лукашенко поддерживал ее много лет, поэтому у меня нет никаких сомнений, что они могут разработать вакцину. Меня пугает слово «живая»: это слово эпатажное, потому что никто никогда никакую живую вакцину ни в кого колоть не будет. Скорее всего, речь идет о какой-то цельновирионной атенуированной инактивированной вакцине типа нашего «КовиВака», сделать ее в пробирке достаточно легко. Огромные проблемы у таких вакцин с производством. Например, для производства такой вакцины нужен большой производственный участок повышенной биологической безопасности, и тут я могу ошибаться, но, по моей информации, в Белоруссии просто физически нет такого производственного участка, в котором можно вырастить тысячи литров крайне опасного вируса, а потом безопасно его инактивировать. Я абсолютно не сомневаюсь, что производство они поставить не смогут, во всяком случае быстро, следовательно, это объявление президента Лукашенко, с одной стороны, политическая игра, с другой стороны, торговля за более хорошие условия по «Спутнику». Переговоры продолжаются. У него на столе может лежать бизнес-план строительства производства, которое займет, условно говоря, год. Если вложить большие деньги, привезти сильных специалистов, то за год они построят биологически безопасное производство. Год мы будем ждать, лечиться «Спутником» и «Синоваком», через год, когда будет новый штамм, мы сразу его сделаем у нас на производстве, и у нас будет супервакцина под самый свежий штамм, мы будем впереди планеты всей. Такая логика вполне принимается».
О планах создания белорусской вакцины от коронавируса Лукашенко неоднократно заявлял этой весной. Например, в марте он потребовал разработать высококачественный препарат, основанный на опыте России, Европы и Китая.
Заявление президента Белоруссии вызывает много вопросов, говорит член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
Богдан Безпалько член Совета по межнациональным отношениям при президенте России «Я думаю, что, наверное, это все-таки не собственная белорусская вакцина, это вакцина, которую разработали на основании российских технологий, переданных в Белоруссию в свое время совершенно открыто. И, скорее всего, это просто очередные заявления, которые пытаются подкрепить мощь и мудрость вождя белорусского государства, которые в реальности ни на чем не основываются, и все. Белоруссия — слишком слабое государство, чтобы разработать самостоятельно вакцину, тем более в такие сроки. Поэтому я убежден, что никакой белорусской вакцины в чистом виде, скорее всего, не существует. Посмотрите, как вообще реагирует Белоруссия на протяжении последних лет на любую помощь со стороны России. Когда мы посылали туда необходимое оборудование для тестирования на ковид, это вызвало даже определенную брезгливость со стороны белорусского руководства, мол, поставили нам что-то некачественное. И в принципе в последнее время Союзное государство — это то, от чего Лукашенко шарахается как черт от ладана. Для него Союзное государство и вообще любые формы интеграции — это потеря личной власти. Но для белорусской аудитории это может быть приемлемо. Действительно, появилась вакцина, по государственному телевидению показали, продемонстрировали пробирку, кого-то будут прививать. Хотя я убежден, что это просто «Спутник V», который производится на белорусских мощностях. Россия в принципе не реагирует на белорусскую повестку или очень слабо на нее реагирует, только в самых исключительных случаях. Кстати, по поводу вакцины, давайте вспомним, как сам президент Белоруссии вообще относился к коронавирусной эпидемии в самом начале. Он же говорил, что никаких вирусов нет, что можно лечиться костром, трактором, маслом, водкой, что нужно заниматься спортом. Чего это вдруг он стал сейчас разрабатывать белорусскую вакцину от вируса, от которого можно легко вылечиться костром, сливочным маслом, водкой и занятиями спортом?»
В декабре прошлого года Белоруссия стала первой зарубежной страной, которая зарегистрировала «Спутник V» на своей территории. В феврале по итогам встречи Лукашенко с Путиным Минск получил технологии разработки вакцины от коронавируса, и через четыре дня в Белоруссии произвели пробную партию «Спутника V».
Белорусский Минздрав 25 марта сообщил о начале промышленного производства «Спутника V» на предприятии «Белмедпрепараты». Кампанию по вакцинации планировали начать в конце апреля, после получения контрольных результатов, с дальнейшим производством до 500 тысяч доз препарата ежемесячно. Комментарий политолога, старшего научного сотрудника Института философии Академии наук Белоруссии Алексея Дзерманта:
Алексей Дзермант политолог, старший научный сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии «Фармакологические мощности действительно есть и у государства, и у частного бизнеса. Кстати, здесь есть ряд частных компаний, которые могут производить большие объемы вакцины. Другое дело — чисто научные вопросы, насколько она может реагировать на новые штаммы, которые регулярно появляются, насколько она будет адаптивна, но это уже вопрос к специалистам, медикам, которые должны ответить, на какой спектр этого вируса белорусская вакцина может реагировать и эффективно работать. Тут нет каких-то завышенных ожиданий или, наоборот, паники от того, что вакцины нет. Белорусское общество достаточно спокойно все это воспринимает. Другое дело, конечно же, если будет своя вакцина, то будет меньше зависимость и меньше времени для ожидания. Если пандемия будет продолжаться, мы уже имеем и мощность, и собственную наработанную вакцину, и тогда вакцинация может происходить быстрее, масштабнее. Сейчас, конечно, темпы достаточно медленные, что связано и с недостатком зарубежных вакцин. Беларусь пока пользуется китайской, российской вакциной, и наши союзники и партнеры идут, конечно, навстречу, но если мы будем ее сами производить, это облегчит задачу массовой вакцинации населения».
Министр здравоохранения Белоруссии Дмитрий Пиневич в апреле сообщал, что собственная вакцина, которую создают в Белоруссии, будет не векторной, а инактивированной. Ее первый образец обещали представить в конце августа. Как пояснил Пиневич, производство вакцины планируется разбить на несколько этапов: сперва необходимо получить так называемую вакцину в пробирке, затем масштабировать ее до опытно-промышленной партии, и только после испытаний начнется промышленное производство.
В феврале Белоруссия получила также 100 тысяч доз китайской вакцины компании Sinopharm.