О чем говорили «В окопах Сталинграда»?
В МХТ имени Чехова сыграли новый спектакль ко Дню Победы. Худрук Сергей Женовач выбрал военную повесть Виктора Некрасова. Премьера планировалась год назад, за это время постановка претерпела много изменений
Читать на полной версииВ МХТ имени Чехова — долгожданная премьера: спектакль Сергея Женовача по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». И он не про войну, а про людей на войне, говорят в театре.
Первая, самая громкая сцена длится несколько минут. Бомбежка, искры, падающие балки. Зал озаряет свет прожекторов, по закрытому занавесу с чайкой проходит пулеметная очередь, занавес прострелен и с грохотом падает.
Женовач говорит, что последняя версия инсценировки возникла за четыре дня до премьеры. Режиссер выбрал повесть «В окопах Сталинграда» Некрасова, восхищаясь автором, который сам прошел войну. После ранения Некрасову надо было разминать руку: ему посоветовали писать письма, он начал с записок, которые впоследствии превратились в повесть. Некрасов стал основоположником так называемой окопной правды — о войне без идеологии, о судьбе простых людей. То есть о самом важном, считает Сергей Женовач:
В центре истории — лейтенант Керженцев и его однополчане — 24-25-летние парни. Все ходят в форме, сидят в окопе, в 43-м празднуют вместе Новый год. Загадывают, чтобы это был последний такой праздник: чтобы следующий каждый отмечал уже со своей семьей и друзьями. Играют в основном молодые актеры МХТ и студенты Школы-студии МХАТ.
Из монологов складывается картина военных будней. «Разве думали мы о том, что от нас будут зависеть судьбы тысяч, миллионов людей?» — задается вопросом один из героев. Можно ли сказать, что местами постановка получилась слишком напыщенной? Мнение театрального обозревателя, редактора отдела культуры «Московского комсомольца» Марины Райкиной:
— Вот этот ад военный — технический — очень короткий. Здесь нет никакого перегиба. Этот спектакль чисто мужской. На сцене нет ни одной женщины. Спектакль ведет замечательный актер МХТ имени Чехова Артем Быстров. Он как бы является рассказчиком, представляющим своих однополчан. Производит довольно страшный эффект, хотя местами зрители смеялись. Как мне кажется, можно поздравить театр с очень удачной, не пафосной, но очень честной постановкой.
— Насколько такой спектакль органичен в репертуаре театра уже после майских праздников, когда военная тема в какой-то мере забывается?
— Абсолютно актуален. Если кино — фантастические блокбастеры с огромным бюджетом — навязывает нам образ пластмассовой войны в виде компьютерных игр, то театр, мне кажется, остается единственным местом, где война представлена хотя бы в честном виде.
Спектакль идет чуть больше часа — нетипично для Женовача. В следующий раз «В окопах Сталинграда» сыграют уже после праздников, 22 мая и 4 июня. Билетов еще много — от 700 рублей до 3 тысяч.