Отказ от патентов на вакцины от коронавируса: все «за» и «против»
Идею уже поддержали 60 стран, включая США и Россию. Однако против выступают фармкомпании. Какие аргументы у каждой из сторон?
Читать на полной версииВладимир Путин поддержал отказ от патентов на вакцины от коронавируса. Ранее за эту идею выступила администрация президента США Джо Байдена. Ее сейчас активно обсуждают и в Европе. За то, чтобы все могли свободно пользоваться правами на производство вакцин, уже выступили 60 стран. Фармкомпании ожидаемо против.
Когда в США сообщили, что Байден поддерживает отказ от патентов на вакцины, акции мировых фармгигантов пошли вниз. Но не всех, да и потом отскочили. Лишь Moderna потеряла чуть больше 6%. И реакция понятна. Пусть ВОЗ, ВТО, десятки стран, мировые лидеры и лидеры мнений выступают за такое решение, но принять его могут нескоро. Во-первых, обсуждение все еще ведется, и происходит это с конца прошлого года. А во-вторых, для того чтобы это случилось, нужно согласие всех стран Всемирной торговой организации.
Пока призыв поддержали лишь 60 государств, среди которых Боливия, Венесуэла, Пакистан. Осталось добиться согласия еще 104 стран, входящих в ВТО. Но важно, что за отмену патентов выступили США, а также Россия, о чем заявил Путин. Кстати, чуть раньше он подписал закон, разрешающий нам использовать чужие изобретения, если это связано с обороной, безопасностью государства и охраной здоровья граждан.
Фармкомпании ожидаемо выступили против отмены патентов на вакцины. Корпорации тратят на разработку и производство препаратов миллиарды долларов. И, естественно, должны окупить затраты, в том числе чтобы потом потратить прибыль на новые исследования. Причем в компаниях утверждают, что технологии, которые им предлагают раскрыть, пригодятся не только для производства вакцин, но и других препаратов. В том числе для борьбы с раком. И эти технологии утекут. Комментирует гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев:
Виктор Дмитриев гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей «Сегодня вывод молекулы на рынок — это около 3 млрд долларов, порой даже и больше. Это существенная сумма, которую, безусловно, компания надеется вернуть, если бы она не надеялась, она бы этим не занималась, в противном случае это деньги, выброшенные на ветер. Поэтому, когда говорят об отказе от патентов, то есть здесь преследуется благая цель — спасение жизней пациентов, поэтому для того, чтобы были овцы целы и волки сыты, надо четко проработать механизм этого отказа от патентов и компенсации компаниям тех средств, которые они вложили в исследования и вывод в данном случае вакцины на рынок».
Декларируется, что отказ от патентов на вакцины — это забота о тех странах, которые не могут самостоятельно создать или купить препараты. Шаг навстречу, благотворительность, безвозмездная помощь. Тем более что фармгиганты и так сейчас хорошо зарабатывают, в том числе и на продажах вакцин. Например, AstraZeneca, несмотря на все проблемы со своим препаратом, получила выручку от его продажи за первый квартал в 275 млн долларов. Johnson & Johnson продал свою вакцину за этот же период на 100 млн долларов. Правда, и та и другая компании пообещали не зарабатывать на вакцинах, реализуя их до конца пандемии по себестоимости. В отличие от Pfizer и Moderna. Первая корпорация собирается за год получить выручку от своей вакцины в 26 млрд долларов, а вторая — больше 19 млрд. Причем Pfizer и так уже получил прибыль, говорит гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.
Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «Лидер по производству вакцин Pfizer, собственно говоря, уже заработал немалые деньги. По публикациям западных СМИ, речь идет о том, что они уже в прибыли на 3 млрд долларов, то есть они окупили разработку, затраты на создание производства и уже получают прибыль. Достаточно хорошую прибыль даже по меркам американцев. И, соответственно, это может вызвать негатив в обществе как американском, так и в международном. И поэтому, действительно, сказать, что мы открываем патентную защиту, то есть мы уходим от патентной защиты по этой вакцине, — это такой широкий жест».
Но дело еще и в том, что одной формулы препарата недостаточно. Нужно еще развернуть производство, вложить в него средства, найти квалифицированных сотрудников и научиться выпускать качественную вакцину, чтобы был эффект и не было побочки. А это под силу очень немногим странам.
Даже в США есть завод в Балтиморе, у которого имеются все патенты, но он не производит вакцину, потому что на фабрике антисанитария, а персонал плохо подготовлен. И далеко не все, кто выступили за отмену патентов, сумеют этим воспользоваться. Им проще купить препарат. Ну а когда все взрослое население Земли привьется и пандемия будет побеждена, то и патенты уже вряд ли будут кому-то сильно нужны. Но до этого на всеобщую вакцинацию, по оценке ВОЗ, понадобится до 45 млрд долларов, и вряд ли они пройдут мимо фармгигантов даже в случае отказа от патентов в пользу бедных. И все страны, кто производят вакцины, тогда окажутся в выигрышном положении. Они будут и добрыми, и богатыми.