Российские препараты от коронавируса просты и надежны, как автомат Калашникова. Об этом заявил Владимир Путин на видеоконференции с вице-премьером Татьяной Голиковой.

По словам Голиковой, на сегодняшний день уже вакцинированы 13,4 млн человек первым комплектом и 9,5 млн человек полностью.

Владимир Путин рассказал, что решение о нерабочих днях в мае оказалось оправданным — продолжается снижение заболевания коронавирусом. Но президент призвал власти в регионах не расслабляться по теме ковида и наращивать вакцинацию и тестирование.

Кроме того, еще одна российская вакцина «Спутник лайт» уже готова к регистрации, сказал Путин.

«Что касается наших вакцин, на сегодняшний день мы видим, что, к сожалению, на мировых рынках усиливается, обостряется борьба между различными производителями фармпрепаратов. Так я понимаю, что на мировых площадках решили поддержать американскую вакцину Moderna, с которой борется американо-европейская компания Pfizer, причем борется и ведет себя на рынке достаточно агрессивно. Ну, это их вопросы, насколько я представляю себе, в том числе из докладов наших специалистов, коллеги за рубежом, в США говорят о том, что это будет совершенно инновационный препарат и очень современный, дай бог, надеюсь, что так и будет. Правда, будет ли это так на самом деле, будет понятно только лет через десять, после многолетнего применения и анализа результатов. На сегодняшний день все наши препараты известны, сейчас «Спутник лайт» появится уже сегодня. Наши препараты основаны на технологиях и платформах, которые применялись десятилетиями. Они тоже весьма современные и на сегодняшний день, без всякого сомнения, являются наиболее надежными и наиболее безопасными, как сказал один из европейских специалистов, просты и надежны, как автомат Калашникова. Но мы, кроме всего прочего, еще единственная страна в мире, которая готова и передает в другие страны технологию производства наших вакцин. И эта практика уже реализуется, она уже на марше, в некоторых странах производство нашей вакцины уже организовано с передачей технологий. И вот сейчас мы слышим, в Европе есть идея, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания, а именно снять вообще патентную защиту с вакцин против COVID-19. И это не только не противоречит, но, насколько я понимаю, соответствует определенным правилам Всемирной торговой организации, которая предусматривает снятие подобной патентной защиты в чрезвычайных обстоятельствах. Пандемия — это и есть чрезвычайная ситуация, поэтому, Татьяна Александровна, я бы попросил вас с коллегами тоже посмотреть на это, проработать. Безусловно, Россия бы поддержала такой подход».

Ранее идею отказа от патентов на вакцины от коронавируса поддержали США. Об этом написала в Twitter торговый представитель страны Кэтрин Тай. По ее словам, это позволит большему количеству компаний производить жизненно важные вакцины.

Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций заявила, что такое решение усложнит борьбу с пандемией, приведет к сбою в производстве и отвлечет от реальных проблем по распространению вакцин, а именно устранения торговых барьеров, узких мест в цепочках поставок и нехватки сырья и ингредиентов.

Глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус поддержал решение США. Акции крупных фармкомпаний, производящих вакцины, на такие новости отреагировали снижением котировок. Отстоят ли фармкомпании патенты на вакцину от COVID-19? Вот что говорит гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев:

Виктор Дмитриев гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей «Патенты в фарме — это фактически гарантия возврата средств, вложенных в исследования и разработку конкретного препарата. Сегодня вывод молекулы на рынок стоит около 3 млрд долларов, порой даже и больше. Это существенная сумма, которую, безусловно, компания надеется вернуть. Если бы она не надеялась, она бы этим не занималась, в противном случае это деньги, выброшенные на ветер. Когда говорят об отказе от патентов, то преследуется благая цель — спасение жизней пациентов. Поэтому для того, чтобы были овцы целы и волки сыты, надо четко проработать механизм этого отказа от патентов и компенсации компаниям тех средств, которые они вложили в исследования и вывод вакцины на рынок. Если этот вопрос будет решен, то никаких проблем для производителей мы не увидим. Если это будет просто рейдерский захват патента, то я сомневаюсь, что в будущем кто-то будет вкладывать эти деньги. Просто какой смысл? Я вложил деньги, а завтра у меня их забрали».

С предложением о временном отказе от защиты интеллектуальной собственности в отношении вакцин против COVID-19 в конце 2020 года выступили Индия и ЮАР. В мае текущего года этот вопрос рассмотрел Генсовет ВТО. Более 100 стран выступили в поддержку предложения, а в США группа из 110 членов конгресса в апреле направила президенту Джо Байдену письмо, в котором призвала его поддержать отказ.

Возможность производить вакцину всем желающим может привести к потере ее качества, и сейчас важнее решить проблему поставки препаратов от COVID-19 на политическом уровне, а не заставлять фармкомпании отказываться от патентов, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Сам по себе процесс отказа от тех или иных патентов возможен, но, если говорить конкретно про вакцины, я думаю, что это малореалистично и вряд ли приведет к какому-то кардинальному улучшению ситуации в отношении заболеваемости просто в силу технологических сложностей производства конкретных препаратов. Может сложиться ситуация, когда патент будет приостановлен, когда все желающие смогут заниматься производством конкретного продукта, но не смогут этого сделать просто в силу невозможности воспроизвести в полном объеме технологию для производства этого продукта. И в итоге либо препараты будут не столько эффективны, как необходимо, либо они будут обладать побочными эффектами. Я думаю, что эта инициатива ничего общего с реальностью не имеет. Мы знаем сейчас примеры стран, которые, имея возможность закупать альтернативные препараты, отказываются от этого по причинам чисто политическим. Если бы в отношении проблемы коронавируса удалось договориться о деполитизации этой тематики, было бы сделано просто на порядки больше, чем этот популизм в отношении отмены или неотмены патентов».

В конце апреля Владимир Путин подписал закон, согласно которому производители смогут выпускать лекарства без согласия патентообладателя в целях охраны жизни и здоровья граждан, а не только в интересах обороны и безопасности. Из документа следует, что размер компенсации и порядок выплат правообладателям средств будет определяться правительством.

В январе этого года «Фармасинтез» получила возможность производить и продавать «Ремдеформ» (ремдесивир) в течение 2021 года без согласия обладателя патента, американской фармкомпании Gilead Sciences. Такое решение приняли в целях обеспечения населения лекарством против COVID-19. В Gilead Sciences тогда заявили, что «разочарованы случившимся».