Что будет дальше с ключевой ставкой?
Банк России объяснил, почему в конце апреля он довольно резко ужесточил политику. Причина — в растущей инфляции. Какой ее уровень регулятор ожидает по итогам года?
Читать на полной версииКогда 23 апреля ЦБ повысил ставку сразу на полпроцента, часть аналитиков этому удивились. То есть все ждали, что регулятор ужесточит политику. Но большинство все-таки прогнозировали, что это будет 25 сотых процента, а не половина. А теперь ЦБ объяснил свои действия.
Доклад на сайте Банка России начинается с обращения Эльвиры Набиуллиной. Из него следует, что главная причина ужесточения денежно-кредитной политики — это растущая инфляция. Набиуллина написала: «Ускорение роста цен видно, что называется, невооруженным глазом. Причем по широкому кругу товаров и услуг». И связано это с быстрым восстановлением спроса, а также с ограниченным предложением.
Если на простом языке: товаров требуется все больше, но из-за пандемии их не хватает. Повышение ставки автоматически означает, что подорожают кредиты. Но если говорить о нашей стране, то речь все-таки идет не об инвестиционных кредитах, то есть не о вливании денег в экономику. Комментирует гендиректор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев:
Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «По некоторым оценкам, 97% банковских кредитов — это не инвестиционные, они [идут] как раз на поддержание текущей деятельности, на кассовые разрывы, потребительское кредитование, ипотечное и так далее. Инвестиционного кредитования у нас нет. Для этого вообще создаются отдельные банки развития. Вот в той же Германии банк поддержки малого и среднего бизнеса каждый год кредитует малый и средний бизнес на 80 млрд евро. Да, это сопоставимо, по сути, с нашим Фондом национального благосостояния. Поэтому, если мы говорим об инвестициях, нам нужны одни деньги — длинные, под низкие ставки. Если говорить о существовании финансовой системы и просто экономике, небольшое повышение ставки, по сути, до прошлогоднего значения, это не страшно».
Что касается дальнейших действий ЦБ, то вполне вероятно, что уже на июньском заседании он повысит ставку еще на полпроцента, а к концу года она будет 6%. И, с одной стороны, ЦБ ужесточает политику, а с другой, если вспомнить начало 2019 года, то тогда ставка была даже выше, почти 8%, и лишь к концу допандемийного года она дошла до 6,5%.
В 2020-м ЦБ планомерно ставку снижал. Но начали расти потребительские цены. Произошло это по нескольким причинам — ослабевший рубль, разрыв связей, выброс западными центробанками на рынки триллионов долларов. А вот с нынешней позицией ЦБ, который считает, что инфляция растет из-за восстановления спроса, согласны не все. Это лишь отложенный спрос, считает председатель совета директоров компании Kaskad Family Валерий Мищенко.
Валерий Мищенко председатель совета директоров компании Kaskad Family «По мне, это вопрос исключительно отложенного спроса на товары и услуги в силу вынужденной пандемии. В мире даже появился термин revenge-shopping, переводимый дословно как «шопинг из мести»: люди, которые отсиживались по домам, пошли тратить те деньги, которые откладывали. Если мы сравним графики по реализации текущего года с прошлым годом, видна более ровная картинка. А в прошлом году то, что в конце года происходило, если сравнивать с аналогичным периодом позапрошлого, здесь, безусловно, будет скачкообразный рост. Но если взять это на горизонте целого года и выравнять по месяцам, то там этого скачка, безусловно, нет».
А еще недавно свежую статистику опубликовал Росстат. И, по данным ведомства, в первом квартале россияне заработали 14 трлн 300 млрд рублей, а потратили почти 15 трлн. То есть израсходовали на 600 млрд больше, чем получили, а деньги взяли из своих сбережений. И трактовать это можно двояко. Из-за роста цен гражданам не хватает денег на свои потребности, и они залезают в депозиты. А можно предположить, что россияне ждут еще большего витка инфляции и покупают какие-то товары, потому что боятся, что они подорожают еще сильнее.
По данным Росстата, в марте инфляция ускорилась почти до 6%. Но ЦБ успокоительно сообщил, что благодаря его политике по итогам года она вернется к 4%. И у Банка России, вероятно, есть еще одна мотивация. С ростом цен пытаются бороться и в правительстве, вводя разные меры в виде запрета на экспорт гречки. ЦБ же против искусственного регулирования, и если действия Центробанка помогут вернуться инфляции на прежний уровень, то таких мер не понадобится. По крайней мере, это хороший аргумент.