Канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе конференции, организованной блоком ХДС/ХСС, заявила, что выступает против разделения мира на два лагеря, но при этом считает именно Соединенные Штаты главным союзником Европы.

«Германия не заинтересована в том, чтобы мир разделился на два лагеря, как это было во время холодной войны. Но в то же время хорошо, что главный союзник Европы — США — вместе с ЕС участвует в соперничестве с Россией и Китаем», — приводит ее слова РБК со ссылкой на Reuters.

Высказалась канцлер и по поводу «Северного потока — 2», сообщив, что в этом вопросе между США и партнерами по НАТО общей оценки нет.

Заявления Меркель комментирует немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Германия уже 75 лет, начиная с 1945 года, союзник Соединенных Штатов Америки, во всяком случае Западная Германия, а после объединения с ГДР — и вся Германия. Меркель сама, когда пришла к власти 16 лет назад, четко сказала, что она никогда ничего делать против Америки или выступать против Америки не будет. Немецкие правящие элиты просто считают, что Европа — это часть трансатлантической системы, которая где-то при Трампе была нарушена, но пул трансатлантический, естественно, восстановлен при Байдене, поэтому Европа сыпется только новыми поклонами в адрес Вашингтона, всякими клятвами верности американскому лидерству и так далее. Что касается «Северного потока — 2», то здесь все ясно, Меркель тоже здесь говорит при всем союзничестве с американцами, при всей любви Европы, как и Германии, к Америке, при всей благодарности и так далее за то, что они демократию насадили в Европе, как здесь в это свято верят, но все равно вопросы энергетической безопасности — это европейский вопрос, и Америка не имеет права вмешиваться в это в Европе. И здесь Меркель готова идти на осторожную эмансипацию от американцев. Конечно, англичан и американцев бесит, что Германия опять становится проблемной страной, потому что они требуют стопроцентного послушания, которого нет».

Выступая на конференции, Меркель также отметила, что баланс сил в мире меняется. И происходит это из-за политического и экономического усиления Китая, а также отчасти из-за агрессивного поведения России.

Вот что о позиции немецкого канцлера говорит руководитель группы стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Уткин:

Сергей Уткин руководитель группы стратегических оценок Института мировой экономики и международных отношений РАН «Есть несколько стран, которые в своем национальном качестве, в своей национальной политике были бы готовы пойти на улучшение отношений с Россией, есть ряд стран (порядка трети членов ЕС), которые считают, что та линия, которая проводится в отношении России, недостаточно жесткая, и есть группа центристов. В этой группе лидирует Германия, и понятно, что если при такой центристской позиции есть желание сохранить единство Европейского союза, то приходится определенным образом лавировать между этими крайностями: чуть-чуть отклоняться в одну сторону, чуть-чуть отклоняться в другую сторону, показывая тем самым, что Германия не является чужой в плане политической линии ни для того, ни для другого лагеря. Собственно, таким образом и решается эта политическая задача, то есть критики России подозревают постоянно Германию в том, что она чрезмерно снисходительно относится к тем элементам российской политики, которые критикам особенно не нравятся, соответственно, те люди, которые выступают за более мягкую политику, считают, что Германия слишком жестко выступает за сохранение санкционного режима и прочее. Такое лавирование не является чем-то новым, это достаточно понятный политический курс».

Тем временем в среду, 5 мая, завершилась первая за последние два года очная встреча глав МИД стран G7. И одной из главных тем форума стала российская и китайская угроза. А накануне форума в британском МИД предложили создать механизмы, чтобы противостоять российской пропаганде и дезинформации.

Однако итоговое коммюнике оказалось довольно мягким. Как пишет Bloomberg со ссылкой на проект документа, страны G7 высказались за стабильные и предсказуемые отношения с Россией. Однако они продолжат укреплять свои коллективные возможности перед лицом действий Москвы.