К критике законопроекта о просветительской деятельности присоединились айтишники
Документ вводит понятие «просветительской деятельности» и запрещает заниматься ею без санкции органов власти. Технологический бизнес предлагает вывести из-под действия закона точные науки
Читать на полной версииСразу четыре российские ассоциации интернет-компаний направили в министерства письмо с критикой законопроекта о просветительской деятельности, пишет «Коммерсантъ». Под ним подписались, в частности, объединение Google, Apple и «Яндекс», некоммерческое партнерство поставщиков программ (1C, IBM и Group-IB) и «Руссофт», среди членов которого — облачный сервис Mail.ru Group и «Лаборатория Касперского».
Все они опасаются, что из-за нового закона им придется вообще отказаться от подготовки кадров в школах и вузах и от профессиональных семинаров. Будет куда проще вообще не рассказывать о новых технологиях, чем каждый раз регистироваться и получать справки. Комментирует президент некоммерческого партнерства «Руссофт» Валентин Макаров.
Валентин Макаров президент некоммерческого партнерства «Руссофт» «Научная информация не может быть классовой. Научная информация, где есть электроны, позитроны, там, килограммы и метры, не может быть политизированной. Поэтому предложили: давайте мы хотя бы вот то, что относится к научно-технической информации, инновационной деятельности, не будем подводить под этот закон. Разрешим, как сейчас, обмениваться информацией, потому что это естественный процесс, без которого не будет развития. Мы проводим, например, семинары по технологии искусственного интеллекта. Это обмен опытом между людьми, которые этим занимаются. Если получать разрешение каждый раз на такой семинар, то это, конечно, абсолютный нонсенс. Мы поэтому направили такие письма не только в Минкомсвязи, но и в Минпросвещения».
Свои предложения к поправкам к закону готовит и Союз музеев. Документ, напомню, дает определение понятию «просветительская деятельность» и запрещает заниматься ею без утверждения органов власти. И вопросы у профсообщества возникают не только к формулировкам, но и к самим положениям закона.
Например, зачем просветителей приравнивают к штатным педагогам? То есть чтобы пригласить на урок профориентации условного космонавта, ему нужно собрать большой пакет документов и справок, как если бы он устраивался учителем. Непонятно, подпадут ли под закон образовательные ролики на том же YouTube? Или как организовать онлайн-лекцию с зарубежным ученым?
Эти вопросы попытались обсудить на слушаниях в Общественной палате с представителем Минпросвещения. На этой встрече был астрофизик и профессор РАН Сергей Попов. Вот что он рассказал:
Сергей Попов астрофизик, профессор РАН «К сожалению, присутствующий на встрече представитель министерства, по сути, на вопросы не ответил. Он как мантру повторял, что это регулирование не касается интернета, хотя там четко написано, что касается. Другое дело, что это правда может пока не коснуться владельцев YouTube-каналов, например, или каких-нибудь совсем индивидуальных блогеров. Также представитель министерства повторил заклинание, что, возможно, проект содержит некоторые шероховатости, они будут их отрабатывать, но у меня лично не создалось впечатление, что они понимают серьезность проблемы. Будет отдельное положение, оно готовится, нам как раз сказали на этой встрече, которое будет касаться регулирования международных отношений, но там все упрется в договоры. А я прекрасно знаю, что нобелевский лауреат, например Кип Торн, который часто бывает на физическом факультете, может согласиться просто взять и прочесть студентам лекцию по интернету. И, по сути, это будет запрещено или все это обрастет жуткой бюрократией».
Уже подписанный президентом документ должен вступить в силу 1 июня. Против закона выступили члены Российской академии наук и популяризаторы науки. А петиция против закона набрала уже 250 тысяч подписей.