Депутаты Европарламента проголосовали за резолюцию с призывом отключить Россию от межбанковской системы передачи информации о платежах SWIFT и остановить достройку «Северного потока — 2». За резолюцию проголосовали 569 депутатов, против — 67.

Также в документе содержится призыв отказаться от импорта нефти и газа из России. Сама резолюция принята в ответ на ситуацию с оппозиционером Алексеем Навальным, стягивание российских войск к границе с Украиной и так называемые российские атаки на Чехию. Резолюции Европарламента не носят обязывающего характера. Однако считается, что другие институты ЕС должны прислушиваться к мнению европарламентариев.

Полное название документа, принятого Европарламентом, звучит так: «Резолюция по России, делу Алексея Навального, наращиванию военных сил близ границ Украины и российским атакам против Чешской Республики». Она была предложена в основном представителями стран Восточной Европы, испытывающим к нам особые «постбратские» чувства, однако была поддержана всеми основными фракциями.

На 11 страницах собраны практически все претензии Европы к России на текущий момент. По прочтении документа можно констатировать ценностное, политическое и цивилизационное расхождение между нами. Там практически нет даже дежурных фраз относительно возможности сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В списке «претензий» и ситуация с Навальным, и требование «свободы судоходства» в Азовском море. Тут и «дестабилизация на Украине», где в составе формирований ДНР и ЛНР, утверждают европарламентарии, находятся не менее трех тысяч российских военных. Отдельным пунктом отмечено недавнее «сосредоточение войск» близ границ с Украиной, что было сделано якобы в нарушение процедур, принятых в ОБСЕ. Призыв соблюдать режим прекращения огня в Донбассе, содержащийся в резолюции, адресован лишь тем, кого там называют «пророссийскими сепаратистами», но никак не Киеву.

Тут и ситуация с правами человека в России в целом, и коррупция в стране, которую поместили на 129-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции, составленном небезызвестной Transparency International. Тут и пресечение несанкционированных акций в начале года, с точным указанием числа задержанных и осужденных. Разумеется, не обойден вниманием и инцидент 2014 года на военных складах в Чехии, который теперь, с непонятной задержкой, привел к дипломатическом скандалу между двумя странами. Европарламентарии не видят других версий произошедшего, кроме «атаки со стороны России».

В резолютивной части, помимо призыва отключить Россию от системы SWIFT в случае, как сказано, «военного вмешательства» на Украине, содержится призыв к заморозке активов российских крупных предпринимателей, лишению их виз и прочим санкциям, включая членов семей. Депутаты требуют остановить проект газопровода «Северный поток — 2» и вообще сократить импорт нефти и газа, а в случае нового обострения на Украине полностью его прекратить. Содержится призыв разработать единое законодательство, направленное против российских коррупционеров, по аналогии с «актом Магнитского» США.

Европарламентарии обращаются также к Кипру, Мальте и Болгарии с призывом аннулировать все «золотые паспорта» для богатых русских. Руководство ЕС призывают выработать «новый стратегический подход к отношениям с Россией», включая обозначение вошедших в моду нынче «красных линий» для сотрудничества с государственными структурами.

Ряд российских официальных лиц уже заявили, что отключение нашей страны от SWIFT, во-первых, на практике маловероятно, что так, во-вторых, что у России есть альтернатива этой системе, что тоже верно. Помимо этого, конечно, не стоит преувеличивать значимость данной резолюции: она не носит обязывающего характера, никаких немедленных последствий у нее не будет.

Наверняка даже прозвучит ряд заявлений лидеров о том, что, мол, сотрудничеству с Россией нет альтернативы и нужен диалог. Однако данный документ отражает умонастроения значительной части политического класса объединенной Европы. Причем не только Восточной. Они так видят нашу страну сейчас. И эти умонастроения будут оказывать влияние на переговоры по всем вопросам. Касается ли это новых проектов «Росатома», о которых сказано, что они нежелательны, или же просто ведения дел с любой российской частной компанией. Которую теперь будут более тщательно изучать на предмет связей с госструктурами. Даже и простые россияне чувствуют и все больше будут чувствовать эти умонастроения на себе во время путешествий по Европе, вернее, еще ранее — на стадии получения виз.

Весь российский бизнес в Европе, и не только он, постепенно становится все более «политически токсичным», по аналогии с тем, как это произошло с ним ранее в Америке. Так что, с одной стороны, все это, как говорится, «слова, слова, слова». Можно при желании добавить — пустые. С другой стороны, известно ведь, что в начале было именно Слово.