Квартиры с отделкой: 50 оттенков популярности
Жилье с готовым ремонтом занимает все большую долю рынка. Какую отделку предпочитают покупатели, сколько рассчитывают на нее потратить и на чем готовы сэкономить?
Читать на полной версииНет в мире совершенства. Казалось бы, все договорились: квартиры с отделкой — уже и не тренд, а почти стандарт нашего времени. И статистика это вроде бы подтверждает. По оценкам компании Capital Group, в этом году доля квартир и апартаментов с отделкой в общей структуре предложения первичного рынка Москвы достигла 44% (в исследовании учитывались находящиеся в открытой продаже площади в новостройках с отделкой «под ключ», в формате white box, а также полностью готовые к переезду лоты с мебелью и техникой). Для сравнения: пять лет назад таких проектов насчитывалось не более 25%.
В наибольшем объеме лоты с отделкой представлены в проектах жилья комфорт-класса: в старых границах Москвы на такие площади приходится более 500 тысяч квадратных метров, или 63% от общего объема экспозиции. В бизнес-классе показатели скромнее, но все же 33% предложения (более 360 тысяч квадратных метров квартир и апартаментов) имеет отметку «с отделкой». Заметно выросла доля лотов с отделкой в проектах премиум-класса: сейчас 60% площадей, или более 170 тысяч квадратных метров, в сегменте представлено с полностью или частично выполненным ремонтом, хотя еще в 2017 году доля проектов с отделкой не превышала 28% от всего объема премиальной экспозиции. Впрочем, нетрудно догадаться, что основная причина столь бурного роста — выход на рынок нескольких масштабных проектов, девелоперы которых отдали предпочтение формату «с отделкой». Наконец, в элитном классе на такие лоты приходится 33% предложения, или более 70 тысяч квадратных метров в экспозиции, подсчитали аналитики Capital Group.
Эксперты компании «Азбука жилья» также сосредоточились на изучении предложения, цен и спроса на лоты с отделкой в старых границах Москвы. Согласно их оценке (есть у Business FM), наибольший объем такого предложения (55%) приходится на массовый сегмент, и именно в нем зафиксирован важный рекорд. «Несмотря на снижение общего объема предложения на первичном рынке, объем предложения лотов с отделкой, напротив, вырос на 14%. И по итогам первого квартала нынешнего года впервые в истории первичного жилого рынка объем предложения с отделкой в массовом сегменте превысил объем предложения без отделки», — отмечает руководитель департамента консалтинга и аналитики агентства недвижимости «Азбука жилья» Ярослав Дарусенков.
Квартиры с отделкой становятся все популярнее у покупателей, считают аналитики компании. По итогам первого квартала 2021 года на территории старой Москвы с отделкой было продано 7146 лотов, что составляет 44% от общего объема продаж. Для сравнения: за аналогичный период 2020 года было реализовано 4787 лотов с отделкой (36%). Понятно, что основную статистику здесь делает массовый сегмент, который установил еще один рекорд: впервые в истории первичного рынка доля продаж с отделкой по итогам первого квартала составила 56%.
В общем, все отлично и бесспорно. И тут в разговор вступают московское дизайн-бюро «Идея плюс» и агентство недвижимости «БЕСТ-Новострой», которые совместно провели опрос москвичей в возрасте от 20 до 65 лет с целью выяснить отношение потенциальных покупателей жилья к ремонту. И оказалось, что готовая отделка от застройщика — это самый непопулярный среди всех возможных вариантов. Раздумывая о приобретении квартиры, 41% респондентов рассматривают варианты с предчистовой отделкой (white box) от застройщика, 30% отдают предпочтение проектам без отделки, 17% выберут квартиру с готовым дизайн-проектом и отделкой «под ключ» от именитого дизайн-бюро и только 12% — с готовой отделкой по стандарту застройщика.
Правда, когда речь заходит про деньги и про то, как бы их потратить поменьше, 18% респондентов соглашаются: отделка от застройщика — это вполне подходящий вариант экономии средств. Кстати, девелоперам на заметку: среди тех участников опроса, кто выбрал отделку от застройщика, чуть больше половины (52%) указали, что большого разнообразия готовых дизайн-вариантов не нужно, достаточно двух-трех, 33% считают, что девелоперы могли бы предлагать до пяти вариантов отделки, 10% — более пяти, а 5% москвичей и вовсе предпочли бы, чтобы застройщик выполнил ремонт по проекту заказчика.
Еще несколько любопытных данных. Раздумывая о ремонте квартиры, большинство респондентов (39%) закладывают сумму от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, а 34% — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей за квадратный метр. И то и другое существенно ниже рыночной стоимости, которая, по данным дизайн-бюро «Идея плюс», составляет 25-30 тысяч рублей за «квадрат». При этом москвичи категорически не готовы экономить на материалах чистовой отделки, сантехнике, бытовой технике и электроприборах (лишь 2% опрошенных выбирали один из этих вариантов), однако 66% респондентов с целью экономии откажутся от услуг дизайнера и декоратора, еще 14% — от меблировки, 12% готовы сэкономить на материалах черновой отделки, а 6% — на ремонтных и строительных работах.