Новая конфиденциальность от Apple. Владельцы iPhone могут запретить приложениям собирать и передавать личные данные
Что это значит для многомиллиардного рынка онлайн-рекламы, кто заработает на новой функции и могут ли приложения ее обойти?
Читать на полной версииТеперь у всех пользователей, обновивших iOS до версии 14.5, при запуске любого приложения высвечивается вопрос: «Разрешить отслеживать вашу активность в приложениях и на веб-сайтах других компаний?» Вариантов ответа два: «Разрешить» и «Попросить приложение не отслеживать». Вероятно, большинство выберет второе. И тогда доступ к данным для таргетинга рекламы закрывается навсегда.
Обычно приложения собирали и передавали геоданные, адрес почты, отслеживали действия и так далее. Из-за новой конфиденциальности пользователю в теории могут начать показывать менее актуальную таргетированную рекламу. Изменения могут отсечь прежние механизмы заработка компаний на данных аудитории. Нетаргетированная реклама стоит дешевле. Впрочем, вероятно, существенного передела рынка онлайн-рекламы не произойдет. Apple, скорее всего, сама будет собирать у себя все данные и сама же будет их продавать, говорит издатель и главный редактор TechFusion.ru Олег Капранов. Но в результате с рынка объемом 350 млрд долларов в год все же уйдут некоторые компании.
Олег Капранов издатель и главный редактор TechFusion.ru «Эта история очень здорово освежит в целом весь рынок рекламы, рынок приложений, потому что очень многие приложения, сервисы, которые заранее широко использовали пользовательские данные для своего заработка, сейчас останутся не у дел. А Apple, компания, которая контролирует рынок, сможет гораздо более эффективно зарабатывать на данных пользователей. Но пользователи будут чуть-чуть более защищены от приложений, которые очень распространены сейчас. Все эти истории, которые очень многие замечали, когда возникает ощущение, что телефон тебя подслушивает. Но здесь ставят классический вопрос: кто будет охранять охранников? Несмотря на большие заявления, мы прекрасно понимаем, что прозрачность того, что делает Apple, под очень большим вопросом».
Разработчики приложений уже ожидаемо начали возмущаться. Громче всех это делает Facebook, который на данных пользователей зарабатывает до 80 млрд долларов в год. По данным Bank of America, новые правила Apple могут сократить его выручку по крайней мере на 3%. Facebook уже несколько месяцев готовит антимонопольный иск к «яблочной» корпорации именно из-за разных взглядов на конфиденциальность.
Вероятен следующий сценарий. Приложения начнут сообщать пользователям, что не смогут работать без разрешения о передаче данных, и пользователям все же придется поставить галочку в настройках. Но даже без галочки нововведение Apple вряд ли защитит, считает главный редактор изданий группы компаний ComNews Леонид Коник.
Леонид Коник главный редактор изданий группы компаний ComNews «Можно ведь особо ни о чем не спрашивать. Даже если пользователь не дает разрешения, все равно огромное количество действий пользователя в приложении позволяет создавать довольно точный цифровой портрет этого человека. К примеру, приложение Booking.com. Вы не даете права отслеживать ваши перемещения, но пользуетесь приложением, чтобы бронировать гостинцы, их оплачивать и в них жить. Выгрузив информацию о том, в каких странах был человек, был он с детьми, вдвоем, сам по себе, сколько денег платил, а если еще купить пару дата-сетов, которыми охотно торгуют сейчас все кому не лень, начиная с сотовых операторов и заканчивая интернет-компаниями, то цифровой портрет — мой, ваш и чей угодно — можно составить очень точно. Если человек высунул нос в цифровое пространство, то он автоматически сдал все свои карты и себя с потрохами».
Что ждет пользователей Android, пока неясно. Но Financial Times ожидает, что в будущем и Google в той или иной форме последует примеру Apple. Компания уже создает похожий продукт для компьютеров. Так что и апгрейд для смартфонов вполне реален.