План стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры» оказался в распоряжении Forbes. За девять лет на проект, разработку которого курирует вице-премьер Марат Хуснуллин, должны потратить более 22 трлн рублей. Конечные цели проекта — развитие 41 агломерации в России, создание «городов-турпродуктов», решение «политически рискованных проблем экологии» и даже выделение каждой семье «еще по одной комнате».

Скорее всего, в проекте учли и строительство магистралей, говорит замгендиректора НИУ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова.

— Если бы в послании президента прозвучала какая-то конкретная программа строительства скоростных автомобильных дорог или высокоскоростных железных дорог, тогда мы бы четко понимали, куда эти деньги пойдут. А так в послании президента было упомянуто продолжении дороги Москва — Нижний Новгород — Казань до Екатеринбурга, Северный широтный ход, но еще каких-то других глобальных проектов я не услышала. Идут научные разработки, какие-то отдельные элементы, может быть, находятся уже на стадии опытно-конструкторских работ. Это элементы, например, интеллектуальных транспортных систем, беспилотного транспорта и так далее. Причем по всем видам транспорта, это не только автомобили, это и морские суда, и воздушные суда и так далее.

— Выглядит правдоподобно, что на это можно потратить 22 трлн рублей?

— Конечно, только одна дорога Москва — Санкт-Петербург, высокоскоростная железнодорожная магистраль будет стоить больше триллиона.

Более 22 трлн рублей на проект — это средства федерального бюджета, регионов, бизнеса, банков и институтов развития. Упоминаются, в частности, инфраструктурные кредиты на 500 млрд рублей, о которых в послании Федеральному собранию говорил Владимир Путин. Сумма сопоставима со стоимостью всех нацпроектов.

О том, что нацпроекты «переупакуют» в новую программу социально-экономического развития, ранее сообщало издание The Bell, источники которого называли программу «очень модной» и прогрессивной. Но затраты и цели проекта далеки от реальности, считает директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина.

Ирина Ильина директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ «Развитие агломерации, например, Московской агломерации, когда мы рассчитывали в свое время, стоила порядка 7 трлн рублей, это несколько московских бюджетов. А если говорить о 41 агломерации, то, естественно, эти цифры получаются еще более внушительными. У меня вызывает еще удивление, почему 41 агломерация, такие цифры выглядят не очень убедительно, с моей точки зрения. Если оценивать развитие агломераций в РФ, то в первую очередь это Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольяттинская, может быть, 10-12 агломераций, которые способны на развитие. А все остальное, мне кажется, достаточно сложно пока. Когда Набиуллина была руководителем Минэка, тогда тоже планировали развивать агломерации, тогда шла речь о десяти или 12 агломерациях. Негативная реакция была на это, потому что агломерации будут предполагать, что все остальные города — что будет с ними, они будут умирать? Потому что агломерации нуждаются в подпитке населением, а сейчас большинство городов Российской Федерации имеют демографический спад в развитии».

Группа вице-премьера Хуснуллина работает лишь над одной из пяти новых программ развития, рассчитанных на десять лет, отмечает Forbes. Среди других проектов — «Новая высокотехнологичная экономика», «Национальная инновационная система», «Новый общественный договор» и «Клиентоцентричное государство». Премьер Михаил Мишустин назначил ответственных за них в начале этого года.