Сжигать или перерабатывать? Минфин против строительства 25 новых мусоросжигательных заводов
Предприятия планирует построить «дочка» «Ростеха» «РТ-Инвест». Ранее против проекта выступила вице-премьер Виктория Абрамченко
Читать на полной версии«Дочка» «Ростеха», компания «РТ-Инвест», уже строит пять мусоросжигательных заводов в Московском регионе и в Татарстане и предлагает построить еще 25 стоимостью в 1,3 трлн рублей. Против этого в феврале выступила вице-премьер Виктория Абрамченко, назвав эти заводы «платиновыми» и задав вопрос: зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и «золотой мусор»?
Сейчас, как сообщило РБК, против проекта выступил и Минфин. Он привел несколько аргументов, в том числе и по поводу финансирования. Дело в том, что платить за строительство только отчасти будет бюджет, но в основном траты лягут на промышленность: это экосбор и повышенный тариф на электроэнергию. То есть одним предлагают заплатить за других. Причем получится так, что промышленные предприятия из одного региона будут платить за сжигание мусора в других регионах. Такой механизм уже используется в пилотном проекте, напоминает замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко.
Валерий Дзюбенко замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» «Решается задача утилизации мусора, причем бытового, а платит за это промышленность. Это странно, потому что промышленность за свою утилизацию платит самостоятельно. И довольно странно, что за утилизацию мусора, например, москвичей будут платить, например, промышленные предприятия в Челябинске, Екатеринбурге, Перми. Поэтому совершенно точно необходимо подождать. Начинать с мусоросжигания не самый оправданный способ — давайте мы, не разбирая, весь мусор сожжем. Вообще-то, по идее, надо двигаться в сторону максимальной переработки».
Минфин также задал вопрос: а нужны ли вообще стране 30 мусоросжигательных заводов? Потому что в том плане, что предоставила дочка «Ростеха», отсутствует обоснование необходимости как таковой, написал Минфин. Правда, в «РТ-Инвест» говорили, что строительство позволит выполнить экологические цели страны, сократить полигонное захоронение мусора на 36 млн тонн в год, а это половина всех отходов в России. В правительстве парировали: действительно нужно сократить захоронение на свалках наполовину, но делать это путем сортировки и переработки. А экологи со своей стороны говорят: большой разницы нет — отправлять мусор в землю или путем сжигания в небо. Продолжает член Сообщества экспертов России по рациональному природопользованию Лазарь Шубов.
Лазарь Шубов член Сообщества экспертов России по рациональному природопользованию «Воздух на сжигание отходов расходуется в огромных количествах. Содержание кислорода в воздухе — 21%, а содержание кислорода в воздухе дымовых газов, которые отходят от мусоросжигательного завода, где-то 10%. Вы понимаете, что мы гробим атмосферу, баланс животворных газов, мы все это дело нарушаем. Это самая большая беда в экологическом плане. Сжигать нужно очень небольшую часть ТБО после сортировки».
По такому пути идет Европа: там и сжигают, и перерабатывают. Причем на вторсырье в некоторых странах идет чуть ли не до 100% мусора, а в среднем по Европе — половина. В России же, как прошлой осенью сообщала Счетная палата, перерабатывают всего 7% отходов. И упомянутой экосбор планировали как раз тратить на создание экономических условий для получения вторсырья и возврата его в хозяйственный оборот, о чем тоже напомнили в Минфине. Но вообще, вся эта борьба за мусорные деньги идет очень по-русски. Давайте переработаем? А давайте сожжем!