Санкции США против российских IT-компаний как «знак уважения и шанс бесплатного пиара»
Вашингтон ранее ввел санкции против шести российских организаций. В том числе против хорошо известной на рынке компании Positive Technologies, которая работает по всему миру
Читать на полной версииНа следующий день после введения санкций в редакцию Business FM поступил ответ от Positive Technologies. Помимо ожидаемых слов о том, что компания отвергает обвинения США, в релизе есть любопытная информация. Positive Technologies пишет, что ее технологии используют по всему миру, свою безопасность ей доверяют тысячи компаний из разных стран.
В прошлом году Positive Technologies заработала 73 млн долларов. А рыночная стоимость компании, хоть она и не публичная, оценивают в несколько миллиардов долларов. В этом ответе нет прямого указания на возможные причины американских санкций. Но они чувствуются. Россия — вполне успешный игрок на глобальном и очень конкурентном рынке IT-технологий, в том числе связанных с кибербезопасностью.
И как можно предложить, природа санкций может быть экономического характера. А именно — выдавливание наших компаний с мирового рынка. Комментирует основатель и генеральный директор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков.
Павел Кулаков основатель и генеральный директор оператора дата-центров Oxygen «Основные потребители этих продуктов — это все-таки Европа, Юго-Восточная Азия и США. Там сосредоточено, по моим оценкам, 75-80% мировых потребителей этих продуктов. А это значит — ресурсы, деньги, и платежи, и капитализация, и возможности для развития. Если компания остается работать только на локальном рынке. А фактически санкции — это ограничение работы на мировых рынках, при таком резком сжимании рынка сбыта возможности для инвестиций, для развития и для поддержания той самой глобальной конкурентоспособности очень резко сужаются и фактически утрачиваются. Санкции — это борьба за рынки сбыта, с которых вытесняют отечественные компании и разработки».
Кстати, в связи с этой версией можно вспомнить, что еще полтора года начали действовать американские санкции против «Лаборатории Касперского». И возникает логичный вопрос. С одной стороны, нас могут пытаться ограничить на мировом рынке софта. А с другой — смогут ли попавшие под санкции компании сами покупать иностранное ПО? Американские ограничения обычно трактуются расширительно. Это значит, что попавшая под санкции компания становится токсичной.
Что касается софта, то, вероятно, напрямую американцы продавать его не будут. Но можно покупать у российских дистрибьюторов, говорит генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв.
Недавно сооснователь Positive Technologies Юрий Максимов заявил Forbes, что еще в 2014 году на компанию стали давить иностранные конкуренты. После присоединения Крыма они заговорили о Positive, что она «может быть связана с KGB». И тогда пришлось разделить бизнес на две компании — российскую и западную.
Вполне вероятно, это поможет обойти нынешние санкции. И, возможно, придется поступить, как в свое время сделал «Русал». Три года назад тоже была версия, что российского производителя с помощью санкций выталкивают с мирового рынка алюминия. Но Олег Дерипаска смог в итоге договориться с американским Минфином, выполнив его условия.
Возможно, и Positive Technologies придется от чего-то отказаться. Например, от своего форума Positive Hack Days, который, кстати, скоро должен пройти в Москве. Американские власти как раз и считают, что на этих конференциях ФСБ и ГРУ проводят вербовки. Хотя отказаться от такого мероприятия будет, конечно, обидно — туда обычно съезжались мировые звезды хакерского сообщества.