Смогут ли российские IT-компании под санкциями использовать американский софт?
Согласно введенным ограничениям, все транзакции и американские активы шести попавших под санкции компаний должны быть заморожены, гражданам США и организациям запрещено иметь с ними дело
Читать на полной версииОбновлено в 18:16
США ввели ограничения в отношении шести российских организаций, по версии американского Минфина, работающих на спецслужбы. В черном списке оказались технополис Минобороны, НИИ «Спецвузавтоматика» и еще четыре частные компании. Наиболее известная из них — Positive Technologies, крупнейший игрок на рынке кибербезопасности. В США считают, что компания в том числе организует конференции, на которых ФСБ и ГРУ проводят вербовку.
Санкции в отношении всех этих компаний стандартные: все транзакции и американские активы должны быть заморожены, гражданам США и организациям запрещено иметь дело с фигурантами списка. Не значит ли это, что российские компании из перечня не смогут использовать лицензионные программы американских разработчиков? На этот вопрос отвечает владелец IT-legal-компании «Катков и партнеры» Павел Катков.
Павел Катков владелец IT-legal-компании «Катков и партнеры» «В данном случае правовая конструкция санкций может быть следующая. Первое: российская компания, на которую наложены санкции, не сможет потреблять американские IT-продукты. То есть американская компания не сможет ей предоставить свой IT-продукт. Это ограничение в одну сторону. Второй вариант — ограничение в другую сторону (эти варианты не взаимоисключающие), что эта российская компания не сможет продавать свой софт американским компаниям на территории России, а также, учитывая экстерриториальную манеру американского законодателя и правоприменителя, и за пределами США, если такие сделки станут известны американским властям. И это двустороннее ограничение, как получается по замыслу авторов санкций, я полагаю, должно отсечь эту компанию от американского рынка и вообще американских денег и американских IT-технологий. В чем здесь может быть страх? Я полагаю, что, глядя на некоторые российские компании, такие как «Яндекс», «Лаборатория Касперского», конечно, американский регулятор может пожелать сдержать рост крупной российской IT-компании, которая может стать еще крупнее. Поэтому полагаю, что этот правовой ход сделан и для информационного эффекта, и для реального экономического. Все-таки обмен технологиями — это важная вещь. А насколько важная вещь американский рынок, я думаю, говорить излишне».
Генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв придерживается другой точки зрения и считает, что российские технологические компании из черного списка США все же смогут закупать американское ПО.
Positive Technologies отвергла обвинения США. В компании заявили, что продолжают работу в штатном режиме и соблюдает все обязательства перед клиентами.
«За почти двадцатилетнюю историю работы у компании нет ни одного факта использования результатов исследовательской деятельности вне традиций Этичного обмена информацией с профессиональным сообществом и прозрачного ведения бизнеса», — говорится в сообщении.
Также в компании заявляют, что геополитика не должна быть преградой технологическому развитию. И указывает, что ее технологии защиты от кибератак используются по всему миру — их закупают» тысячи компаний и госучреждений из разных стран». И отдельно Positive Technologies акцентировала внимание на том, что компания не раз была признана мировыми аналитическими агентствами одной из самых быстрорастущих в своем сегменте. Только за прошедший год она заработала больше 5,5 млрд рублей, что на 55% больше, чем годом ранее.