«Бесконечный карнавал» в деле Любови Соболь
Суд выделил Любови Соболь адвоката по назначению. Возражения ни подсудимой, ни новой защитницы не помогли. Однако удержать адвоката в зале судья все же не смогла. Фигурантку, ранее удаленную с процесса, вернули. Но как это случилось, никто так и не понял
Читать на полной версииНа процессе по делу юриста Фонда борьбы с коррупцией (ФБК — организация, включенная Минюстом РФ в список иноагентов. — Business FM) Любови Соболь, обвиняемой в незаконном проникновении в квартиру тещи сотрудника ФСБ Константина Кудрявцева, обвинение заканчивает представлять доказательства.
Очередное заседание не обошлось без скандала: подсудимой назначили нового адвоката, от которого та, впрочем, отказалась. Однако это сделать оказалось непросто — судья не позволила защитнице покинуть процесс, но та все же покинула зал. После этого мировой судья разрешила заново допросить одного из свидетелей обвинения. Ее действия привели к ходатайству об отводе.
Поскольку на предыдущем заседании 5 апреля мировой судья района Новокосино Инна Шилободина удалила Любовь Соболь с процесса за то, что та без разрешения вела видеосъемку, было не вполне ясно, что фигурантка делает в зале.
В самом начале заседания оказалось, что ей назначен новый адвокат. Это произошло из-за того, что на прошлом слушании подсудимая неожиданно отказалась от своего защитника Владимира Воронина. На вопрос о том, почему она так поступила, подсудимая весело пояснила журналистам: «Потому что в этом цирке и спектакле совсем не хотелось участвовать». Позже Соболь передумала и вновь наняла Воронина.
Любови Соболь вменяют «нарушение неприкосновенности жилища, совершенное с применением насилия» (ч. 2 ст. 139 УК РФ). Ей грозит наказание от штрафа в размере до 200 тысяч рублей до лишения свободы до двух лет. По версии обвинения, 21 декабря 2020 года она пыталась проникнуть в квартиру на улице Суздальская, которая принадлежит Галине Субботиной, теще сотрудника ФСБ Константина Кудрявцева. Последнего Алексей Навальный в конце декабря 2020 года назвал участником своего предполагаемого отравления.
Соболь дважды представлялась сотрудником Роспотребнадзора, но это не помогло. Когда курьер принес в квартиру пиццу, Соболь прикинулась женщиной, которой муж не дает видеться с сыном. Когда курьер передал Субботиной заказ, Соболь оттолкнула хозяйку, прошла в квартиру и обошла ее, снимая происходящее на телефон. Следствие указывает, что Соболь, схватившая женщину за руку, причинила ей физическую боль. Соболь вину не признала.
На первом заседании 5 апреля показания дали потерпевшие Галина Субботина и ее дочь Ирина Кудрявцева, супруга сотрудника спецслужбы. Последняя, впрочем, с Соболь не общалась. Она находилась в другой квартире, объединенной общим тамбуром с той, куда проникла юрист ФБК (обе квартиры принадлежат семье Кудрявцева. — Business FM). Субботина уверяла, что не приглашала Соболь в квартиру. По ее словам, та очень настойчиво просила «поговорить с Константином», в итоге оттолкнула ее и вошла, сильно напугав.
Третий в защите — лишний
Вероятно, опасаясь, что подсудимая станет затягивать процесс, суд 12 апреля выделил Любови Соболь другого адвоката — пожилую защитницу Татьяну Боженову. Однако ее появление оппозиционер встретила в штыки, сказав, что, во-первых, лишь сегодня познакомилась с ней в лифте, а во-вторых, та не знает материалов дела, и она не согласовывала с Боженовой «линию защиты».
Было видно, что Боженова также не горит желанием участвовать в деле. Она поддержала отказ подсудимой от ее услуг. «Конституция и УПК предоставляют человеку право выбирать адвоката. Я полагаю, что ходатайство должно быть полностью удовлетворено, а я должна быть освобождена от участия в деле», — сказала юрист. Право подсудимой отказаться от услуг защитника поддержал и прокурор Константин Головизнин.
Но не тут-то было. Проведя в совещательной несколько минут, председательствующая сочла, что «оснований для отказа от защитника не установлено». Она постановила, что адвокат по назначению должна остаться в процессе. Та запротестовала.
«Я вынуждена сделать заявление. Закон об адвокатуре, а также Кодекс об адвокатской этике не позволяют осуществлять двойную защиту. Когда есть адвокат по соглашению, адвокат по назначению должен самоустраниться. Поэтому я вынуждена покинуть заседание, — объявила она. — Я не имею право защищать человека, который возражает против того, чтобы я его защищала».
Однако судья запретила Боженовой покидать зал, предупредив, что суд не освободил ее от участия в процессе. По ходу слушания Инна Шилободина (недавно стало известно, что ее рекомендовали повысить до должности районного судьи. — Business FM) пыталась узнавать мнение адвоката по тем или иным процессуальным вопросам. Та держала оборону. «Я не участвую в процессе», — говорила Боженова, сев в зале рядом со зрителями. В образовавшийся перерыв она просто тихо исчезла с процесса.
Решение «втихую»
Тем временем Любовь Соболь заявила председательствующей отвод. Этому предшествовал очередной инцидент. Подсудимая захотела узнать, когда ее вернули в процесс.
«Почему я в зале? Почему вы ко мне обращаетесь и что-то спрашиваете? Мне мой статус абсолютно непонятен», — перешла она в атаку. Судья сообщила, что решила вернуть ее еще в прошлый раз. Вот только никому об этом она не сказала и решение не объявила. Ответить на вопрос подсудимой, почему она не озвучила свое решение публично, служительница Фемиды не пожелала. «Суду вопросы не задают. Если вы не согласны, вы можете обжаловать решение суда», — пресекла Шилободина расспросы.
Поскольку в прошлый раз первый свидетель обвинения — участковый Петр Тюляков — давал показания в отсутствие подсудимой, прокурор ходатайствовал о его повторном допросе, в том числе для соблюдения прав Соболь. Судья просьбу удовлетворила. Подсудимая расценила это как желание суда «прикрыть свои ошибки». «То, что происходит сейчас, никаким судом не является. Это бесконечный карнавал», — сказала фигурантка и заявила отвод судье. Та его не приняла, не усмотрев заинтересованности в исходе дела.
Свидетели обвинения
Всего суд 12 апреля заслушал пятерых свидетелей обвинения — доставщика пиццы и четверых полицейских, опрашивавших потерпевших или задерживавших Соболь. Та, покинув квартиру тещи сотрудника ФСБ, стала вести прямой репортаж в интернете в машине каршеринга, припаркованной во дворе дома.
Наиболее интересными выдались показания курьера Владислава Никифорова. «Видели ли вы, как я кого-то пыталась втолкнуть внутрь квартиры?» — спросила его Соболь. Но ответ был не в ее пользу. «Вы хотели протиснуться. Так как женщина загородила дорогу, вы ее проталкивали», — сообщил свидетель.
По его словам, стоя на лестничной клетке перед квартирой, подсудимая схватила хозяйку квартиры за руку. Та пыталась удержать коробки с пиццей и не пускать непрошеную гостью. Пенсионерка спрашивала: «Что вы делаете?» Женщина пыталась и продукцию удержать, и от девушки оттолкнуться, и предупредила, что вызовет полицию, рассказал курьер. Никифоров признался, что ретировался, не дожидаясь развязки: «Когда началась какая-то возня, я понял, что надо уезжать оттуда».
Участковый Петр Тюляков в свою очередь поведал, что выезжал в квартиру Субботиной и проводил опрос женщины, которая сказала, что была напугана. Выяснилось, что при первоначальной даче объяснений 21 декабря Субботина указала, что ни физический, ни моральный вред ей не причинен. Однако спустя месяц, 22 января 2021 года, она заявила, что Соболь ее толкала и причинила физическую боль.
«Вы ведь выяснили, что вред ей не причинялся. Субботина написала: «С моих слов написано верно», — указала на противоречия подсудимая. Свидетель вынужден был это признать, как и то, что потерпевшая не просила оказать ей медицинскую помощь или вызвать скорую. В ходе оглашения материалов дела оказалось, что диагноз «сдавливание мягких тканей левого предплечья» теще сотрудника ФСБ поставили в поликлинике № 69 только 30 декабря, уже через десять дней после инцидента. Ранее потерпевшая сообщила, что за несколько дней до случившегося ее зять уехал в командировку. 12 апреля Субботина ответила на один-единственный вопрос журналистов, сказав, что не видела расследование Навального, в котором тот назвал ее родственника «отравителем из ФСБ».
В понедельник суд также просмотрел видеозаписи, в том числе сделанную у квартиры Галины Кудрявцевой. Следствие взяло ее из одного из телеграм-каналов.
В начале седьмого вечера заседание пришлось прервать — подсудимая отпросилась домой. Дело в том, что по другому делу — о подстрекательстве людей к нарушению санитарных правил на несогласованной акции в Москве 23 января — Соболь избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий. В ее рамках фигурантке запрещено покидать жилище с восьми вечера и до шести утра.
Ожидается, что 13 апреля обвинение завершит представление доказательств, после чего настанет очередь защиты.