Госорганы не хотят покупать российский софт в рамках импортозамещения. Теперь вопросом займется правительство
С жалобой вице-премьеру Андрею Белоусову на необоснованные требования к ПО во многих госзаказах обратился разработчик «Алми партнер»
Читать на полной версииОбновлено в 14:46
Разработчик «Алми партнер» пожаловался на снижение темпов импортозамещения программного обеспечения в госсекторе. Как сообщает газета «Коммерсантъ», компания отправила письмо вице-премьеру Андрею Белоусову. Тот в свою очередь поручил Минпромторгу, Минцифры, Минэкономики, Минфину и другим министерствам проработать проблему.
Госкомпании должны закупать отечественный софт из специального реестра с 2016 года. Исключения составляют только те программы, аналогов которых еще нет на российском рынке.
Компания «Алми партнер» (занимается разработкой офисных программ AlterOffice) в своем письме указывает, что во многих госзаказах ставятся необоснованные требования к ПО. Они делают невозможным участие разработчиков в конкурсах.
О подобной проблеме говорит исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин.
Ренат Лашин исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» «С одной стороны, мы с вами имеем достаточно сильную нормативную базу с 2014-2015 годов: есть и соответствующий закон, и постановление № 1236 о противодействии закупкам иностранного ПО. Однако оно все еще пробуксовывает. Наверное, уже не буксует, но пробуксовывает. В чем здесь проблема? В том числе в том, что необходимо усилить контроль за исполнением действующей нормативной базы. На разных площадках звучат конкретные примеры закупок Zoom, Microsoft и так далее, но, к сожалению, мы не видим реального разбора этих кейсов, взаимодействия с этими организациями и так далее. Второй момент: конечно же, необходимо продолжить работу по борьбе с обходом этой нормативной базы. Например, часто покупку софта прячут в покупку «железа». Например, покупаем ноутбук или сервер, а там уже предустановленное ПО. Эти вещи нужно, конечно же, разбивать: отдельно софт, отдельно оборудование. И все еще встречаются такие моменты, когда заказчик завышает требования, то есть прописывается техническое задание таким образом под конкретный зарубежный продукт, что, например, отечественные продукты, решая эти же задачи, но не имея какой-то конкретной галочки или какого-то определенного функционала, не могут выиграть конкурсные процедуры. Я знаю, что ряд проблем планируется решить в рамках второго пакета мер поддержки, который был недавно поддержан и внесен в правительство».
Есть еще ряд проблем с импортозамещением ПО. В частности, многие государственные системы заточены под Windows, а значит, несовместимы с отечественным софтом. Поэтому в госконтрактах нередко прописывают требования под иностранную компанию, говорят участники рынка. Но госкомпании тоже сталкиваются с проблемами при переходе на российский софт, отмечает директор конструкторского бюро «Контракт» Михаил Чеканов.
Михаил Чеканов директор конструкторского бюро «Контракт» «Все отечественные системы так или иначе базируются на Linux, это нормально, это единственный работающий вариант в обозримом будущем. Другой вопрос, что прикладного софта, который решает задачи конечных потребителей, особенно в госструктурах, в крупных корпорациях, не так много под эту платформу. Но в последнее время ситуация стала исправляться, и все больше и больше не только отечественного, но и зарубежного софта делается именно под Linux. За последние годы отечественных программных продуктов стало на порядок больше, но не так, как хотелось бы бизнесу. Есть масса специфического ПО, в которое вложены десятки и даже сотни человеко-лет. Допустим, очень сложно разработать специализированные программы для проектирования в машиностроении или даже тот же офисный пакет. Основной проблемой является объем нашего рынка: он сам по себе недостаточен для того, чтобы конкурировать с западными производителями».
В прошлом году сроки перехода на российское ПО сдвинули на три года, поскольку оказалось, что аналогов зарубежных разработок в России нет.