Обновлено в 11:53

Россия не приостанавливала экспорт электроэнергии в Прибалтику, заявили в «Интер РАО» ТАСС. В компании говорят, что «из Калининградской области поставки не прекращались», несмотря на отключение Белоруссией электропередачи с Литвой.

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что Латвия приостанавливала коммерческий импорт электроэнергии из России на два дня, 8 и 11 апреля, без объяснения причин. В это же время Белоруссия и Литва провели отключения между собой — таким образом они испытывали надежность своих энергосистем перед выходом балтийских стран из энергокольца БРЭЛЛ.

БРЭЛЛ со времен СССР соединяет энергосистемы: Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Это позволяет вести между странами перетоки электроэнергии. Прибалтика планирует выйти из БРЭЛЛ к 2025 году, переподключившись к энергосистемам Европы и Скандинавии.

Из-за прекращения экспортных поставок в Латвию и закрытия ЛЭП между Белоруссией и Литвой, что произошло впервые со времен СССР, цены на электроэнергию внутри России упали до 3%, пишет «Коммерсантъ». Ситуацию комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Сейчас просто удобный момент для того, чтобы подобные демонстрации делать, и каждая сторона будет трактовать это по-своему. Белоруссия будет говорить: смотрите, будете плохо себя вести, поливать нас грязью, вмешиваться во внутренние дела, мы вам отключим электричество еще раньше, чем вы в этом будете нуждаться или к этому будете готовы. Прибалтика же наоборот: смотрите, мы можем жить без вас. Но все прекрасно понимают, что сейчас просто такой момент, когда уже отопительный сезон закончился, дефицит уже не грозит никому. В ту же Литву может поступать электроэнергия из Швеции. Попробовали бы они подобное сделать зимой, когда, наоборот, Швеция была с дефицитом.

— На нашем энергетическом рынке почему так произошло с ценами?

— Латвия и Литва остаются рынками сбыта для России, для «Интер РАО», поэтому, конечно, часть энергии западных и северо-западных регионов у нас уходит туда. Поэтому когда они прекращают, то на текущем рынке краткосрочных контрактов цены падают, потому что возникает переизбыток предложения. Если чуть-чуть подождать, то даже без рынка прибалтийских стран цены восстановятся, потому что выработку, естественно, уменьшат и все. Если мы вдруг потеряем рынок Прибалтики, это не будет каким-то радикальным ударом по нашей энергетике, никто не обанкротится. Но потеря любых рынков сбыта — это, конечно, неприятно.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также считает, что распад БРЭЛЛ существенным образом не повлияет на Россию — страна к этому тоже подготовилась.

— На нас это вообще никак не скажется. Сказалось бы на калининградской энергосистеме, но мы знаем, что все это произойдет в скором будущем, ребята к этому готовы и систему полностью обеспечили необходимыми мощностями. Калининградская система — кстати, уже тестировали много раз — может работать в изолированном режиме полностью от энергетического кольца. Поэтому БРЭЛЛ закончится — будем работать уже в изолированных режимах.

— Для них, наверное, это очень желаемое событие, к которому они долго шли?

— Оно имеет политический характер. Понятно, что цены будут выше, чем при поставках из России. Они к этому идут уже много лет, они под это субсидии у ЕС получили, чтобы соединиться с Польшей. Они для этого построили линию со скандинавскими странами и получают уже по ней энергию. Это у них нормальная тема — изоляция от всех систем, которые каким бы то ни было образом напоминали о России, о бывшем Советском Союзе и так далее.

В 2019 году на Литву приходилась треть поставок «Интер РАО», отмечает «Коммерсантъ». Выручка тогда превысила 20 млрд рублей. В начале этого года на фоне холодной зимы экспорт в Прибалтику резко вырос, достигнув исторического рекорда, заявляли в компании.