Фильм «Дорогие товарищи!» режиссера Андрея Кончаловского признали лучшим в 2020 году по версии Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Ранее режиссер просил снять свою картину с номинаций.

Дело в том, что в категории «Событие года» были представлены фильмы-расследования Алексея Навального, которые, по мнению Кончаловского, не имеют отношения к искусству. Эту точку зрения поддержал его брат — режиссер и председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, а также Гильдия киноведов России.


К просьбе режиссера руководство премии не прислушалось. «Дорогие товарищи!» взяли статуэтку в номинации «Лучший фильм». Лауреата премии объявил главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. Во время онлайн-церемонии он обратился лично к Кончаловскому:

«Мы ужасно рады за Андрея Сергеевича. Мы хотим его утешить. Дорогой Андрей Сергеевич, хоть вы отказались, сняли свой фильм с номинации, на самом деле вы не ставили фильм на номинацию, его вообще никто не выставляет на номинацию. Просто критики выбирают тот фильм из вышедших в прокат, который понравился».

После решения экспертного совета премии номинировать расследования Навального на «Событие года» основатель «Белого слона» — Гильдия киноведов — решила выйти из числа его учредителей. В итоге премия лишилась государственного финансирования.

Антон Долин объявлял лучший фильм по видеосвязи вместе с критиками Зинаидой Пронченко и Зарой Абдуллаевой. Когда стало известно, что эту номинацию взял Кончаловский, они начали шутить, что статуэтка теперь никому не нужна и ее можно выбросить. Но Долин убедил всех, что режиссер может еще передумать.

Решение наградить Кончаловского против его воли было явным неуважением к нему, считает кинокритик Кирилл Разлогов.

Кирилл Разлоговкинокритик «С того момента как премия «Белый слон» получила свободу и независимость от гильдии, экспертный совет, который ею руководит, действовал по принципу, судя по выступлению Вити Матизена, что хочу, то и ворочу. Поскольку премия уже не могла считаться национальной, поскольку она была национальной благодаря тому, что она была при гильдии, то она стала премией группы товарищей, которые имеют право делать все что угодно. Я бы с уважением отнесся к Кончаловскому не потому, что я его знаю сто лет, а потому, что я уважаю мнение людей, которые делают крупные картины. Хотя, когда я занимался этими премиями по итогам года, я был согласен с мнением, что нельзя снимать фильмы с конкурса. Но по моему собственному опыту, по опыту премий как «Золотой орел», как «Ника», как «Белый слон», раньше тем не менее, когда создатели фильма заявляли о том, что они не хотят участвовать в конкурсе, к ним относились с уважением. Для меня уважение безусловно, а тут в той форме это было сделано, да еще в момент вручения премии последовал обмен репликами, что он еще прибежит за ней и так далее. Понимаете, в чем дело? Это свидетельство того, что очень напряглись не только отношения внутри кинематографии, но и психологически все эти вещи, связанные с пандемией, с локдауном».

Команда Навального в итоге победила в номинации. «Событием года» стал и проект «Дау» Ильи Хржановского, который тоже вызвал довольно неоднозначную реакцию. Четыре эпизода этого проекта не получили прокатного удостоверения в России из-за «пропаганды порно». Правозащитники также осуждали создателей за жестокое обращение с актерами во время съемок. При этом оператор «Дау» немец Юрген Юргес получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.