Замоскворецкий суд Москвы приступил к допросу свидетелей обвинения по делу бывших руководителей лишенного лицензии банка «Югра», обвиняемых в растрате 23 млрд рублей кредитной организации. Показания дал генерал-майор милиции в отставке, бывший помощник министра внутренних дел Алексей Поздняков.

Он лишился кресла в ходе реформы МВД 2011 года, а летом 2018 года устроился на работу в нефтяную компанию «Русь-Ойл». Она занимается разработкой месторождений в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Иркутской области, Республике Саха (Якутия). По данным СМИ, за «Русь-Ойл» стоит семья основного владельца банка «Югра» Алексея Хотина. Писали, что именно туда, в частности, перекачивались деньги вкладчиков банка «Югра», у которого в 2017 году отозвали лицензию.

О том, что 98% кредитов банка направлялись на финансирование бизнеса его владельца в сфере недвижимости и нефтедобычи, в мае 2019 года заявила директор экспертно-аналитического департамента Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юлия Медведева. В АСВ тогда подчеркнули, что банк «Югра» организовал самую масштабную и качественную схему по выводу активов. После отзыва лицензии у «Югры» агентству пришлось выплатить крупнейшую в истории сумму по застрахованным вкладам — 174 млрд рублей.

В ходе двухчасового допроса в суде Алексей Поздняков рассказал, что устроился на работу в «Русь-Ойл» через своих знакомых летом 2018 года и ушел декабре 2019-го, когда в офис на улицу Золоторожский Вал в бизнес-центр Au-room (БЦ «Аурум») нагрянул ОМОН с обыском и следователи изъяли в том числе его трудовую книжку. В нефтяной компании отставной генерал числился советником гендиректора Сергея Подлисецкого, но фактически отвечал за безопасность нефтепромыслов.

Бизнесмена Сергея Подлисецкого, владевшего до 2017 года ТЦ «Горбушкин двор», СМИ называют другом семьи и партнером Алексея Хотина. Они вместе с Алексеем Хотиным и его отцом Юрием Хотиным работали в сфере девелопмента еще с начала 2000-х годов. По данным Forbes, нефтесервисная компания «Русь-Ойл» фактически управляет многочисленными нефтяными активами Алексея Хотина.

Свидетель рассказал, что с Алексеем Хотиным он лично никогда не общался, а с Сергеем Подлисецким непосредственно контактировал лишь однажды, когда тот брал его на работу. Все дальнейшее его общение с руководством компании, а также сотрудниками осуществлялось в электронном виде.

Экс-генерал признался, что это его немного смутило, но таковы были «правила игры». Свидетель сообщил интересный момент: хранить в бумажном виде документы было нельзя. А из показаний, которые он дал на следствии и которые огласили по ходатайству прокурора в суде, следовало, что иногда в офисы приходили сотрудники службы безопасности и проводили что-то типа обысков. Тех, кто хранил бумаги на столах, строго наказывали, им урезали зарплату или даже увольняли.

По словам Позднякова, как-то от одного из сотрудников он узнал, что Алексей Хотин приезжал на Mercedes Gelandewagen на территорию бизнес-центра. Тот показал на машину и сказал, кому она принадлежит. Внедорожник банкира иногда видели на парковке. В суде свидетель подчеркнул: он лично никогда не видел Алексея Хотина в этой машине.

«Я не видел, что Хотин ездил на такой машине, я не видел, чтобы он на ней приезжал и выходил из нее», — заверил Поздняков. «О том, что Хотин являлся фактическим руководителем «Русь-Ойл», свидетель не говорил», — резюмировала его показания судья.

Задали свидетелю и вопрос о том, бывал ли он в ТЦ «Агат» в районе метро «Электрозаводская». Он фигурирует в списке коммерческой недвижимости, которая принадлежит Алексею Хотину. Среди активов экс-банкира СМИ называли торгово-развлекательные центры «Филион» и «Черемушки», бизнес-центры Cherry Tower и «Центр-Т» и другие стоимостью не менее 10 млрд рублей каждый. Поздняков сказал, что периодически бывал в ТЦ «Агат» на совещаниях.

На протяжении всего процесса Алексей Хотин не задал свидетелю ни одного вопроса. Он и другие подсудимые расположились на последнем ряду в зрительном зале, куда прессу не пустили из-за пандемии, организовав телетрансляцию на первом этаже.

После заседания адвокаты экс-банкира отказались общаться с прессой. Такую позицию защита занимает с момента избрания Алексею Хотину в апреле 2019 года домашнего ареста, условия которого с самого начала были довольно мягкие: обвиняемому запретили выходить из своей квартиры только в ночное время, днем же позволили покидать жилье.

Хотину и трем бывшим руководителям банка «Югра»: бывшему президенту кредитной организации Алексею Нефедову, председателю правления банка Дмитрию Шиляеву и директору столичного филиала «Югры» Нине Черновой вменяется хищение более 23,5 млрд рублей средств вкладчиков. По версии следствия, деньги были похищены с 2014 по 2017 годы путем выдачи заведомо невозвратных кредитов подконтрольным Хотину юридическим лицам. По ч. 4 ст. 160 УК РФ («растрата в особо крупном размере») им грозит до десяти лет колонии. Сам Хотин и другие подсудимые вину отрицают. На первом заседании 1 апреля защита заявила, что все выданные кредиты обслуживались и «по ним банку выплачивались проценты».

Допрос свидетелей продолжится 12 апреля. Как удалось узнать Business FM, всего в списке обвинения около двух десятков человек. Защита намерена ходатайствовать о допросе еще не менее десяти. С учетом того, что дело планируют слушать раз в неделю, участники процесса прогнозируют, что разбирательство займет не менее полугода.

Впрочем, не исключено, что после него Алексея Хотина может ждать новый процесс. Ранее СК сообщил, что продолжает устанавливать обстоятельства хищения Хотиным «и его соучастниками» денежных средств банка «Югра» на сумму еще свыше 267 млрд рублей.