Более 16,5 млрд рублей намерены взыскать потерпевшие по делу экс-сотрудника ФСБ Кирилла Черкалина. Его обвиняют в получении в 2013-2015 годах взяток на сумму 850 тысяч долларов США от руководства банка «Транспортный», а также в мошенничестве на сумму не менее 637 млн рублей. Соответствующие иски были заявлены на заседании Московского гарнизонного военного суда. На нем же стало известно, на кого дал показания силовик.

Рассмотрение дела 40-летнего Черкалина принесло сразу несколько сюрпризов. Прежде всего выяснилось, что подсудимый вовсе не полковник, как его на протяжении более чем двух лет именовали все СМИ и даже сама ФСБ, а подполковник. Об этом сообщил сам бывший начальник 2-го отдела управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ Кирилл Черкалин. Его адвокат Владимир Михайлов Business FM это подтвердил, сказав, что ему было не за чем поправлять СМИ. Вторым сюрпризом стало то, что после ареста в конце апреля 2019 года силовик был уволен в мае того же года из органов гособезопасности не по порочащим основаниям, а в связи «с окончанием допуска к гостайне». Кроме того, Черкалин оказался обладателем медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

За время нахождения в СИЗО его внешность претерпела значительные изменения — фигурант поправился не менее чем на 20 килограммов, отрастил длинную темную бороду и волосы и стал смахивать на православного батюшку.

Щедрый коррупционер

Лишнего он старался не говорить, по-военному четко отвечал на вопросы судьи Вадима Корчагина. Тот принял к рассмотрению дело в особом порядке — без исследования доказательств, что позволяет Черкалину рассчитывать на срок, не превышающий двух третей от максимально возможного. На следствии подполковник признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Отпираться ему не было смысла — показания против него дал его же коллега по ФСБ Михаил Горбатов, получивший срок в 4,5 года лишения свободы в 2019 году и освободившийся летом 2020 года условно-досрочно.

Именно Горбатов, как следовало из выступления представителя прокуратуры Миланы Дигаевой, был посредником при передаче Черкалину взяток (ч. 6 ст. 290 УК РФ) от владельца банка «Транспортный» Александра Мазанова на общую сумму 850 тысяч долларов, что по курсу на тот период составило более чем 34 млн рублей. Мазанов платил Черкалину ежемесячно по 50 тысяч долларов за «общее покровительство». Еще 100 тысяч банкир выплатил силовику за то, что Черкалин сохранил банку 778 млн рублей, которые кредитное учреждение могло потерять по результатам проверки ЦБ. Черкалину информировать банкиров не составляло труда: у ФСБ были свои сотрудники в Центробанке — управление, в котором работал Черкалин, занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы. Из материалов дела следует, что к каждому банку прикомандирован сотрудник ФСБ, как правило, занимающий должность советника руководителя.

Интересно, что Горбатов носил деньги Черкалину прямо на Лубянскую площадь, отдавал их в здании расположенного поблизости Центрального детского магазина, а также при встречах в кафе. Черкалин же щедро делился с посредником, оставляя ему по 15 тысяч долларов. В суде прозвучало, что Горбатов довольно хорошо продвинулся по службе — он перешел в аппарат прикомандированных к администрации президента сотрудников ФСБ.

Помощь в рейдерском захвате

Второй эпизод дела связан с обманом в 2011 году совладельца группы компаний Avenue Group Сергея Гляделкина. Его структуры построили жилой комплекс в районе Левобережный. Инвестированием проекта и возведением домов занималась компания «Юрпромконсалтинг», в которой Гляделкин и его партнер Игорь Ткач владели 49% акций. Стройку сопровождал скандал: по заявлению Гляделкина было возбуждено дело против бывшего вице-мэра столицы Александра Рябинина. Последний требовал за согласование инвестиционного контракта переоформить на его дочь здание на улице Бахрушина стоимостью не менее 45 млн рублей и передать еще 1 млн долларов.

Ситуацией решили воспользоваться другие совладельцы «Юрпромконсалтинга» — руководители АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» Владимир Столяренко и Александр Бондаренко, им принадлежал 51% фирмы. Они привлекли на свою сторону осуществлявших оперативное сопровождение дела Рябинина сотрудников управления «К» СЭБ ФСБ — замначальника управления Дмитрия Фролова, а также находившегося у него в подчинении Кирилла Черкалина и Андрея Васильева. Те заявили, что Рябинин якобы написал заявление на Гляделкина о подстрекательстве в получении взятки и против него могут возбудить дело. Правоохранители убедили Сергея Гляделкина и Игоря Ткача переписать свои доли в «Юрпромконсалтинге» на партнеров и обещали, что их вернут после того, как Рябинину вынесут приговор. Но этого не произошло. Данные действия силовиков были квалифицированы как «мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму не менее 637 млн рублей. Столяренко и Бондаренко также стали фигурантами дела. Однако они успели скрыться, их арестовали заочно.

Иски потерпевших

На следствии Фролов и Васильев вину не признали, их дело будет слушаться отдельно в общем порядке. Что же касается потерпевших Гляделкина и Ткача — если на следствии первый предъявил к Черкалину иск на сумму «не менее» 1 млрд 200 млн рублей, а второй почти на 320 млн рублей, то теперь каждый потребовал по 8,6 млрд рублей компенсации с учетом упущенной выгоды. Потерпевшие, которые приехали на процесс лично в сопровождении группы адвокатов, пояснили, что рассчитали сумму на основании экспертизы, которую приложили к искам.

Когда прозвучало обвинительное заключение, Черкалин коротко заявил, что вину он признает. Его адвокат Владимир Михайлов опять порывался добиться закрытия процесса хотя бы частично. Защитник просил, чтобы та часть заседания, на которой будут озвучены условия сделки его подзащитного, проходила за закрытыми дверями для сохранения тайны следствия. Но суд не нашел оснований закрывать процесс.

Судья попросил Черкалина рассказать, как он выполнил досудебное соглашение о сотрудничестве и кого изобличил. «Если в этом есть необходимость, позвольте мне зачитать», — поднялся подсудимый и зачитал заранее подготовленный текст. Из него стало известно, кого именно сдал подполковник.

В их числе оказался его бывший руководитель Дмитрий Фролов. Так, он рассказал о ранее неизвестном следствию преступлении, а именно о том, что Фролов получал взятки за покровительство от одного из руководителей Кредитимпэкс банка Георгия Шкурко. Последнего арестовали.

Также Черкалин дал показания на некоего сотрудника ФСБ, который оказывал покровительство таким банкам, как КБ «ФорБанк» и «Югра» (лицензии данных кредитных организаций отозваны — Business FM), и дал показания на Владимира Столяренко и Александра Бондаренко по эпизоду совершенного ими хищения доли компании «Юрпромконсалтинг».

Ожидается, что уже на следующем слушании, 13 апреля, прокурор запросит срок для фигуранта, а суд удалится на вынесение приговора. Ранее, в ноябре 2019 года, Головинский суд Москвы изъял у Черкалина и его родных имущество на сумму 6,3 млрд рублей.

Известность же сотрудник ФСБ получил после того, как «побил рекорд» другого силовика-взяточника — полковника МВД Дмитрия Захарченко. У последнего в ходе обысков по делу изъяли наличность на 8,5 млрд рублей, а у Черкалина — свыше 12 млрд рублей. По данным «Коммерсанта», в данную сумму вошли активы Фролова и Васильева.