Зачем «Яндекс» инвестировал в компании-пустышки и почему регулятор в США обеспокоен обилием таких сделок?
IT-компания вложила в SPAC — компании-пустышки для ускоренного вывода других компаний на биржу — 131 млн долларов
Читать на полной версии«Яндекс» инвестировал 131 млн долларов в SPAC. Сведения о таких вложениях есть в отчете компании. На вопрос Forbes, в какие именно SPAC вложены деньги, пресс-служба «Яндекса» отказалась ответить.
Кажется, только ленивый инвестор не ищет идеи в SPAC. Оказывается, корпорации тоже инвестируют в это модное направление. SPAC — такие компании, которые не ведут никакой экономической деятельности, а создаются только для того, чтобы пройти процедуру IPO. Затем такая компания поглощает другую, которая собиралась на биржу, говорит генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.
Перспектива многократного роста звучит заманчиво. При этом в США увеличивается беспокойство со стороны регулятора из-за обилия сделок со SPAC. В этом квартале на рынки США вышли 300 SPAC. Они привлекли почти 100 млрд долларов — больше, чем за весь прошлый год. Можно ли говорить, что на рынке образовался пузырь? Комментирует генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев.
Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Да, это похоже на пузырь. Понятно, что огромное количество денег было напечатано: 14 трлн долларов вошло в мировую финансовую систему в прошлом году, по данным МВФ. В этом году, я думаю, Соединенные Штаты еще 5 трлн напечатают. Чтобы эти деньги не попали в реальную экономику и не вызвали инфляцию, их надо уничтожить, просто спалить, сдуть на фондовом рынке. Если SPAC накроется, он не затронет Уолл-стрит. Да, он затронет горячие деньги, это не страшно. Возможно, [регуляторы] поэтому и закрывают пока глаза и на биткоины, и на SPAC, и на очень много пузырей, потому что схлопывание пузырей решает проблемы инфляции. Без подпитки новыми деньгами пузырь начнет схлопываться, но я думаю, что ближе к концу года, когда все уже будут провакцинированы и необходимость в такой денежной накачке отпадет, SPAC начнут лопаться первыми. А потом мы уже увидим отрицательную коррекцию и на NASDAQ, на S&P 500, а потом глобально на всех рынках».
Интерес инвесторов понять можно: при минимальных вложениях можно оказаться акционером компании, которая взлетит в сотни раз. Но стоит обратить внимание еще на такой фактор: тарифы на страхование ответственности SPAC стремительно растут. По данным Bloomberg, страховое покрытие на 10 млн долларов стоит уже миллион долларов. Год назад было в четыре раза дешевле. А значит, риски по таким сделкам все выше.