Неудавшийся госпереворот в Иордании: почему зашаталась лодка?
Десятки высокопоставленных лиц, в том числе членов королевской семьи, арестовали. Арабские страны, а также Марокко, Турция и США выразили поддержку королю Абдалле II. Эксперты при этом считают, что режим в стране достаточно устойчив, а дело, скорее всего, во внутрисемейных конфликтах
Читать на полной версииВ ночь с 3 на 4 апреля в Иордании задержали около 20 высокопоставленных чиновников и офицеров. Как сообщается — в рамках расследования угрозы стабильности страны. Под арестом член королевской семьи — бывший спецпосланник короля в Саудовской Аравии Шериф Хасан бен Заид — и экс-министр финансов, бывший советник короля Бассам Авадалла.
Больше всего шума вокруг якобы ареста наследного принца Хамзы бен Хусейна — сводного брата действующего короля Иордании Абдаллы II. В своем телеобращении, опубликованном на BBC, принц заявил, что он под домашним арестом в своем дворце в Аммане, что ему запретили выходить на улицу и пользоваться интернетом, что его пытаются заставить молчать. Он также заявил, что руководство страны погрязло в коррупции.
Генштаб королевских вооруженных сил Иордании эти сообщения опроверг, заявив, что принц на свободе. Его лишь призвали «не предпринимать никаких действий, затрагивающих безопасность и стабильность в королевстве». В генштабе уточнили, что расследование попытки госпереворота продолжается и его итоги будут обнародованы со всей прозрачностью и ясностью.
Армия Иордании поддержала короля. А МИД страны позднее заявил, что принц Хамза бин Хусейн — сводный брат короля Иордании — в заговоре с иностранными государствами планировал дестабилизировать обстановку в стране.
Против иностранного вмешательства в дела Иордании выступил Иран. До этого слова глубокой обеспокоенности происходящим и поддержки Абдалле II посыпались со стороны США — страна назвала короля своим ключевым партнером. На его стороне выступили Турция, Марокко, а также ОАЭ, Египет и другие арабские страны.
Все это говорит о том, что попытка госпереворота была, но вряд ли могла увенчаться успехом, считает старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, арабист Андрей Чупрыгин.
Андрей Чупрыгин старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, арабист «Это представляется как раскрытая попытка государственного переворота. Такое может быть. Иордания никогда не была страной особенно спокойной, и самое главное, что арабские соседи встали на одну из сторон, официально заявив о том, что они поддерживают действия нынешнего короля. То, что армия официально заявила, что поддерживает короля, это очень похоже на какие-то разборки внутри королевской семьи. Там же еще арестован бывший ближайший советник и начальник канцелярии королевской до 2008 года, он потом работал посланником в Саудовской Аравии, по некоторым данным, был достаточно близким советником Мухаммеда ибн Салмана. Похоже на внутрисемейные разборки. Я не думаю, что там будут какие-то далекоидущие последствия даже для тех людей, кого арестовали. У меня ощущение, что это «чистка партийных рядов», и я думаю, что сейчас прессанут их слегка и потом, собственно, отпустят».
Основания для того, чтобы утверждать, что мы наблюдаем королевские внутрисемейные конфликты в действии, можно искать хотя бы в том обстоятельстве, что действующий король Иордании — сын от второго брака предыдущего короля Хусейна с королевой Мунойс — англичанкой по происхождению. Она была королевой Иордании до развода в 1972-м.
А вот заявивший о своем домашнем аресте принц Хамза — сын уже четвертой его жены, Нур аль Хусейн. Она, кстати, не осталась в стороне и назвала происходящее вокруг сына «нечестивой клеветой». В Twitter она написала, что молится за всех арестованных.
Хотя, скорее всего, настоящая причина — это глубочайший кризис в стране. А попытка госпереворота — это реакция элит на него, считает востоковед, руководитель направления «Восток» издания «Правда.ру» Саид Гафуров.
Саид Гафуров востоковед, руководитель направления «Восток» издания «Правда.ру» «Ситуация очень сильно ухудшается, причем она ухудшается не только и не столько в чисто экономической политике, сколько из объективных вещей. Например, Иордания — страна, где совершенно фантастическая, дикая нехватка воды, в высоких домах просто воды нет, в канализации в том числе. И вообще там страшная демографическая тяжелая очень ситуация, потому что очень много беженцев и из Сирии, и из Ливана, и палестинцев, то есть страна в кризисе. При этом главной силой оппозиции всегда была коммунистическая партия Иордании, которая после распада СССР раскололась, но ее влияние на самом деле осталось. Те люди, которые были коммунистами, постоянно делают попытки реорганизоваться. Взаимоотношения между монархом и верхушкой, между режимом и парламентом, тоже очень сложные. В стране уже идут массовые протесты, например, они очень часто связаны с палестинским вопросом. И в этих условиях видно, что правительство не очень справляется. Наверху люди понимают, что трон зашатался, и начали между собой искать какие-то варианты».
По словам эксперта, действующий режим Иордании при этом нельзя назвать зверским. Напротив, король Абдалла II, которого в стране называют «американцем» из-за того, что он вырос и учился в США, пользуется большой популярностью у своего народа и за рубежом. По словам политологов, ему до сих пор удавалось успешно поддерживать грамотный баланс внутриполитических сил в стране, установленный еще его отцом, а также сохранять прочные международные связи с другими странами. К примеру, у России с Иорданией крепкие рабочие отношения, говорят специалисты.
Иллюстрация — новости о попытке госпереворота совпали с сообщениями о начале вакцинации иорданцев российской вакциной «Спутник V». Иордания остается площадкой для политических действий, связанных с участием России в ближневосточных процессах.