Египет потребует более $1 млрд компенсации за инцидент с контейнеровозом в Суэцком канале
В администрации Суэцкого канала заявили о готовности «договориться об определенной компенсации» в досудебном порядке
Читать на полной версииОбновлено в 18:22
Египет потребует более 1 млрд долларов компенсации за инцидент с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом. В такую сумму оценил ущерб и работы по снятию судна с мели глава Управления канала Усама Раби.
При этом Усама Раби заявил о готовности «договориться об определенной компенсации» в досудебном порядке. В противном случае он пообещал, помимо судебной тяжбы, задержать и само судно Ever Given, которое является одним из крупнейших контейнеровозов в мире.
Накануне советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала Мохаб Мамиш сообщил РИА Новости, что владелец Ever Given не хочет доводить дело до суда и согласен выплатить компенсацию в рамках мирового соглашения.
Это выгодно обеим сторонам конфликта, считает юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
Вадим Ткаченко основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube, юрист «Любой спор — неважно, международный, по египетскому, по международному водному или по национальному законодательству — всегда в досудебном порядке дешевле и выгоднее. Не только потому что это возможность предложить стороне не дойти до судебного спора и тем самым снизить издержки, в том числе на адвокатов, на представительства, на пошлины, которые несет сторона-заявитель, но это еще и просто эмоциональный рубеж, чтобы поторговаться с виновной стороной. Потому что все понимают, если дело уйдет в суд, год-два как минимум будут идти разбирательства. Поэтому это нормальная ситуация, когда в досудебном порядке требуют иногда даже 50% от суммы, которая будет предъявляться в суде. Я думаю, что в досудебном порядке решить этот вопрос удастся, и при нормальном стечении обстоятельств никто не захочет доводить это до суда. Единственное, если Египет выставит непомерно большую сумму, то, конечно, дело может перекочевать в суд. Все будет зависеть от того, как себя поведет и собственник судна, и первая компания, которая зафрахтовала, и компания, которая сейчас арендует это судно. Между ними тоже может быть свой спор, потому что там в порядке регресса будет возмещение. Но, я думаю, что все-таки они решат этот вопрос в досудебном порядке».
Глава администрации Суэцкого канала выразил надежду на то, что соглашение о компенсации будет достигнуто в течение двух-трех дней, при этом он не уточнил, кто именно должен будет платить. Контейнеровоз принадлежит японской компании, зафрахтован тайваньской, управлялся немецкими операторами, а зарегистрирован в Панаме.
Управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов считает, что разбирательство все-таки может дойти до суда, так как у судовладельца есть свои весомые аргументы.
Кирилл Маслов партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» «Очень сомневаюсь, что это будет урегулировано в досудебном порядке. Более чем уверен, что судовладелец, общество взаимного страхования, которое урегулирует убытки и страхует ответственность судовладельца, их адвокаты будут до последнего момента настаивать на отсутствии вины судовладельца в инциденте и ссылаться на опасности, случайности на море, которые исключают их ответственность. Что касается властей Египта, тут интересный момент. До конца нет понимания точного размера убытков и о чем именно идет речь: то ли это затруднение судоходства по каналу (но такой риск также мог страховаться администрацией канала) или речь о причинении ущерба береговой структуре, береговым укреплениям канала (это другие суммы, другая ответственность). Но я уверен, что тут разговор идет не о миллиардах, может быть, о десятках и сотнях миллионов долларов».
Контейнеровоз Ever Given заблокировал судоходство по Суэцкому каналу на шесть дней. За это время у входа в водную артерию с двух сторон скопилось более 400 судов. Во избежание повторения подобных ЧП в будущем руководство Суэцкого канала изучает возможность расширения русла.
Необходимость таких работ давно назрела, говорит генеральный директор компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель.
Андрей Шпигель генеральный директор компании «Балтспецфлот» «Двухсторонняя дорога, конечно, лучше односторонней. Во-первых, интенсивность прохождения судов и так большая, но тогда скорость прохождения судов через Суэцкий канал будет гораздо больше. Модернизация Суэцкого канала назрела давным-давно. Сегодня количество судов возросло в разы, а [движение по] Суэцкому каналу идет медленно, вот они там и пытаются отрыть какие-то дополнительные ходы. У них есть план-график, план финансирования, поэтому двухстороннее движение на Суэцком канале уже на определенных участках есть. Теперь будем ждать, когда они отроют, и тогда будет безопасное судоходство. Если говорить о том, современный ли этот канал, посмотрите на его песчаные берега и сравните, например, с Панамским каналом, где причальный фронт, бетонные головки этого причального фронта по одну и другую сторону прохождения судов. Этот канал не засыпается песком. Это все в конечном счете влияет на безопасность. Это огромные деньги, миллионы кубометров грунта нужно вынуть, это достаточно сложно и в техническом плане».
Необходимости в углублении нет, отметил глава администрации Суэцкого канала Усама Раби.