С 1 апреля в России начинают маркировать пиво. Пока это необязательно и делается только в качестве эксперимента. Заявки в рабочую группу эксперимента подали уже более 80 компаний, сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который выступает оператором проекта.

Кроме пива, в том числе безалкогольного, маркировать будут сидр, пуаре, медовуху. Лидеры российского пивного рынка — AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken — выступают против введения маркировки. В ней нет никакого смысла, это приведет только к росту цен, объясняет директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям​ AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

— Существует уже 15 лет ЕГАИС, которая уже доработана так, что с ней уже счастлив и бизнес, и государство. Поэтому никакого смысла конкретно в маркировке ЦРПТ, в «Честном знаке», для пива точно нет, хотя бы еще потому, что, в отличие от других индустрий и продуктов, в пиве в принципе не бывает подделок. Производство очень дорогостоящее, для этого целый завод нужен.

— Что-то вообще изменится для потребителя?

— Да, мы прекрасно понимаем, что все эти дополнительные затраты просто лягут в цену и лягут на потребителя. Эластичность рынка в пиве сейчас такова, что один рубль повышения себестоимости фактически влечет 1% снижения объема. Если мы конкретно посмотрим на затраты, которые должен понести сейчас производитель пива, то это затраты на нанесение, то есть оборудование и установка на линиях, которое стоит от миллиона долларов; необходимо полностью переделывать систему информационного и складского учета, что тоже требует огромных затрат. Это будут действительно очень большие затраты.

В отрасли опасаются, что мелкие пивоварни могут не потянуть маркировку. Когда нанесение знака станет обязательным, в правительстве не уточняют. Срок эксперимента установлен до конца лета.

С 1 апреля маркировка должна появиться и на ювелирных изделиях. Производители — пока тоже на добровольной основе — могут наносить на продукцию двухмерный штрихкод. Через два года эта норма станет обязательной.

Маркировка поможет сократить контрафакт и количество подделок, считает частный ювелир Олег Моргун.

— Я считаю, что это очень хорошая история. Наведется порядок, одним словом. Есть ювелиры, которые до сих пор не ставят на свои украшения пробы, не зарегистрированы ни как ИП, ни как-либо еще, не платят налоги и так далее. Когда потребители уже понимают, что все изделия продаются только исключительно с маркировкой, с пробой и так далее, то, естественно, будут это требовать. С маркировкой вы уже не сможете пробу где-нибудь нацарапать или как-то по-левому сделать. Вы наводите телефон и проверяете: кто, что, где, как, почему.

— Повысятся ли цены?

— Конечно, повысятся. Оборудование для маркировки необходимо приобрести. Даже если кто-то будет оказывать услуги по маркировке для маленьких компаний, то в любом случае это будет платная процедура. Еще вырастет срок изготовления изделий — по одной простой причине, что это тоже занимает какое-то определенное время, бумажная волокита, там все друг за дружку цепляется и, естественно, ведет к подорожанию.

В России уже действует обязательная маркировка некоторых непродовольственных товаров: сигареты, лекарства, обувь, одежда, духи и туалетная вода. С сентября новый порядок распространится на молоко и молочную продукцию.