Самозанятые курьеры и водители «Яндекса» смогут получить больничный
Участие обойдется желающим в 270 рублей в месяц: это половина затрат на страховку, вторую половину возьмет на себя компания. Такую программу запускают «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» вместе со страховой компанией «Манго страхование». От каких рисков смогут защититься самозанятые?
Читать на полной версии«Яндекс» предложил страховку самозанятым курьерам и водителям. В случае нетрудоспособности участники программы смогут получать 800 рублей в день со второго дня болезни, всего до 24 тысяч в месяц. Можно будет воспользоваться и сервисом телемедицины «Доктор рядом» и бесплатно получить консультацию врача в чате, по видеосвязи или по телефону.
Это добровольная программа, участие платное — 270 рублей в месяц, пишет «Коммерсантъ». То есть самозанятый оплачивает половину затрат на страховку, вторую половину — «Яндекс».
Эксперты говорят, что проект действительно первый. Законодательство никак не обязывает платформы заботиться о тех, кто с ними работает. При этом самозанятые ни в какие фонды ничего не платят, поэтому рискуют остаться совсем без денег, когда болеют. Комментирует руководитель бюро по защите прав предпринимателей Московского городского отделения «Опоры России», предприниматель Алексей Петропольский.
Алексей Петропольский предприниматель, руководитель бюро по защите прав предпринимателей Московского городского отделения «Опоры России» «У самозанятых в этих 4% и 6% налога не предусмотрен никакой платеж в фонды, кроме прямого налога на доход. Следовательно, единственный вариант, по которому человек может на что-то рассчитывать, — это как раз страхование. И единственный рычаг получения каких-либо льгот — предусмотрение наперед через страховые компании страхового случая. Эта практика нова, думаю, у нее большая перспектива».
Самозанятые и индивидуальные предприниматели имеют право в полном объеме пользоваться всем спектром медицинских услуг по обыкновенному полису. Но вот как обеспечить себя в случае болезни или потери трудоспособности, раньше каждый решал сам. В Европе и США предусматривать такие риски обязали платформы, говорит профессор, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Александр Сафонов профессор, проректор Академии труда и социальных отношений «Будем надеяться, что все-таки будет принято такое же решение, как было принято в европейских странах и США в отношении Uber, когда Верховный суд США определил, что Uber, по сути, является классическим работодателем и в этом плане обязан осуществлять все необходимые отчисления и в Фонд социального страхования, и в Пенсионный фонд, как положено классическому работодателю. В этом, конечно, наше главное отличие. С учетом того, что количество самозанятых у нас растет и правительство планирует, что оно будет расти, конечно, необходимо решать эту проблему на государственном уровне, делать так, чтобы платформы, которые предоставляют работу, это не только «Яндекс», брали на себя всю полноту ответственности, в том числе и отчисления во внебюджетные фонды».
Риски заболевания для самозанятых особенно остро встали за время пандемии. Появление страховок — логичный шаг развития этого института, и рано или поздно цивилизованные площадки к этому придут.