Правительство продлило заморозку цен на сахарный песок и подсолнечное масло. Цены на сахар будут заморожены до 1 июня 2021 года, на масло — до 1 октября 2021 года. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин. Цены сохранятся на текущем уровне: за килограмм сахара в опте — не выше 36 рублей, в рознице — до 46 рублей; за литр подсолнечного масла — 95 и 110 рублей соответственно.

В правительстве ранее указывали, что готовы поддержать фермеров субсидиями. В частности, производителям белого сахара при соблюдении условий по отгрузке в розницу может быть предоставлена субсидия на срок до шести месяцев из расчета пять рублей на килограмм. О том, чего удалось достичь заморозкой цен и помогут ли сахарной отрасли субсидии, говорит аналитик и создатель сайта Sugar.ru Вадим Гомоз.

— Если эффектом служит локальное снижение цен для неопределенных групп населения, то этого эффекта мы добились. Да, в сетевых магазинах цены опустились. Если мы смотрим на глобальные последствия для сахарной отрасли России, для российской экономики, то эффект, конечно, отрицательный. Более того, если мы рассмотрим социальный эффект, то он снова отрицательный, потому что мы, получается, дешевый сахар продавали не каким-то целевым группам населения, которые в нем нуждались, а всем подряд. То есть мы фактически обираем сахарную промышленность в пользу неопределенной группы лиц, которые в большинстве своем вообще не нуждаются в такой поддержке 10-20 рублей в месяц. Производителю просто невыгодно производить, когда фиксированные цены, ты не зависишь от рынка.

— Производителям субсидию предлагали?

— Пять рублей на килограмм. Но смотрите, какая ситуация. Продаешь по 36 рублей, получаешь пять рублей субсидии — это 41 рубль. Сегодня рыночная цена выше — это первое. Второе: размер субсидии ограничен, это 3 млрд рублей. Субсидия, получается, еще на полгода. С 1 апреля нужно продавать сахар по 36 рублей, чтобы претендовать на эту субсидию. Получается, у нас полгода плюс еще три месяца, которые уже прошли, итого девять месяцев ты торгуешь по цене 36 рублей. То, что идет в розничную торговлю, — это 3 млн тонн. За девять месяцев мы продадим 2 млн тонн, а только на 600 тысяч тонн получим субсидию, это в лучшем случае. По факту мы за срок действия заморозки цен продадим сахара в розницу гораздо больше, чем объем, на который мы можем получить даже всю субсидию вместе.

По маслу планируют запустить субсидирование перерабатывающих предприятий также на шесть месяцев. Компаниям возместят производство и реализацию бутилированного масла. Вероятно, такие меры поддержат отрасль, считает исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.

— Поскольку мы объявляли, что планируем обеспечить поддержание уровня цен соглашения и после его окончания до конца сезона по август включительно, то, что это обрело официальный статус в виде постановления правительства, только упрощает нам взаимодействие с торговыми сетями, с одной стороны. С другой — правительство и Минсельхоз нас поддержали субсидией на один литр бутилированного масла в размере 10 рублей. В целом такой официальный статус этих соглашений только облегчает нам деятельность. Он не в полной мере компенсирует наши потери, безусловно, но во всяком случае облегчает нам возможность дойти без существенных потерь до начала следующего сезона, который, мы надеемся, вернет всех в нормальное русло, к нормальному ведению бизнеса, без каких-либо резких колебаний.

— А если еще будет продлена заморозка? Или вы рассчитываете, что это все?

— В новом сезоне она бессмысленна, потому что уже разработана система сбалансированных мер в виде экспортных пошлин, и начало сезона и закупочной кампании по сырью будет уже осуществляться с учетом этих факторов. Мы рассчитываем на существенную корректировку цен на сырье и, соответственно, автоматически транслируем это снижение на полку в виде стоимости готовой продукции.

Ранее Минэкономразвития анонсировало новую меру по сдерживанию роста цен. С 1 сентября планируется ввести экспортные пошлины на подсолнечное масло, а с 1 июля — запретительную пошлину на подсолнечник.