В правительстве не ожидают подорожания молока из-за экологического сбора
Ранее «Известия» сообщили, что из-за требований к производителям с будущего года полностью перерабатывать упаковку молоко может прибавить в цене до 15%
Читать на полной версииОбновлено в 13:08
В правительстве не считают, что есть основания для роста цен на молоко. Об этом заявили в пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко, сообщает ТАСС.
О том, что цены на молоко поднимутся на 10-15%, написала газета «Известия» со ссылкой на участников рынка. Причина возможного скачка цен — новые требования к производителям. Со следующего года они должны будут перерабатывать всю свою упаковку. Если же производитель, например, не сможет заниматься утилизацией, то его обяжут платить экологический сбор. В сочетании с запуском цифровой маркировки все это приведет к росту цен на молочную продукцию.
Бизнес сейчас перерабатывает 35% своей упаковки и называет резкое увеличение до полной утилизации слишком жесткой мерой. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросил правительство отодвинуть сроки введения полного цикла переработки. Тем более в России еще не развита инфраструктура сбора и утилизации упаковки, говорит генеральный директор «Союзмолока» Артем Белов.
— Вообще, стремление к высокому уровню переработки, к высокому уровню утилизации — это мировой тренд. Единственное, что нас отличает от того, что происходит в мире, это то, что мы пытаемся в очень короткий промежуток времени ввести практически 100-процентный норматив утилизации. В мире это происходило, во-первых, поэтапно, в течение достаточно длительного периода времени. И во-вторых, практически нигде в мире нет 100-процентной утилизации. В зависимости от типа упаковки утилизация от 60% до 80%. Поэтому бизнес тоже выступил с соответствующим предложением, что все-таки нужно предусмотреть разумные переходные периоды и исходить из того, что 100-процентная утилизация просто невозможна, потому что этого нет практически нигде в мире. Поэтому мы предлагали ограничиться определенными уровнями в зависимости от типа упаковки. Прежде всего нужно создание инфраструктуры, которая занималась бы сбором и утилизацией упаковки. Ее можно создавать через какие-то инструменты, связанные с государственным финансированием, с государственными инвестициями. С другой стороны, можно рассчитывать на то, что бизнес самостоятельно будет заниматься утилизацией упаковки, например, через систему расширенной ответственности производителя. Но в любом случае это потребует определенного времени. Если мы посмотрим на европейский, американский опыт, то серьезное продвижение по данному направлению обычно занимало от пяти до десяти лет.
— На полке, грубо говоря, насколько подорожает литр молока?
— Предприятия будут платить утилизационный сбор. По нашим оценкам, потенциально объем дополнительных затрат молочного бизнеса может составить до 10 млрд рублей. Эти суммы будут включены в себестоимость производимой продукции. Насколько рост себестоимости транслируют в финальную цену, очень большой вопрос, потому что ситуация в целом не очень простая — доходы населения падают, спрос неустойчивый.
О подорожании продукции из-за обязательной утилизации и экосборов говорит и основатель компании — производителя детокс-программ на основе соков Food SPA Наталья Мараховская.
Наталья Мараховская основатель компании — производителя детокс-программ на основе соков Food SPA «В целом то, что правительство заботится об экологии, очень хорошо. Плохо то, что они перекладывают ответственность полностью на предпринимателей, а больше даже на потребителя, потому что реально нам придется поднять цены на продукцию, потому что это будет совершенно иная финансовая модель. Мы не против утилизировать, но мы должны будем поднимать цены. Я думаю, что нужно доносить до потребителей, что эта ответственность ложится практически стопроцентно на них, если мы не разделяем с правительством хотя бы пополам эту ответственность. Это будет удорожание где-то на 15-20%. А мы будем должны поднимать цены. Мы цены держим уже года три или четыре, не поднимаем, хотя сырье очень сильно подорожало, особенно после пандемии».
Впрочем, вероятно, что рост цен на молочку будет не настолько драматичным, считает вице-президент НП «Опора» и руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами Юрий Рябичев.
Юрий Рябичев вице-президент НП «Опора», руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами «Я оцениваю увеличение где-то от 1% до 3%. У нас столько факторов влияет на рост цен, что мне кажется, это незначительная сумма, это больше для разговора. С одной стороны, цена будет расти, но с другой стороны, получается, более дешевое сырье попадает на эти предприятия. Поэтому это надо посмотреть в комплексе. Я готов платить на 1,5-2% больше за какие-то товары, если у меня этот мусор не будет летать вокруг дома. Первоначально РОП (расширенная ответственность производителя. — Business FM) должен идти в тех областях, где нет инфраструктуры. Он должен идти на создание инфраструктуры, а потом постепенно, по мере того, как начинает собираться этот отход, он должен идти как плата за этот собранный отход — тогда все логично. Но в любом случае это 100%. А дальше уже надо лучше приложиться РСПП на то, чтобы этот собранный РОП попал в нужное место — к тем, кто собирает, к тем, кто перерабатывает, и к тем, кто в результате получает вторичку, чтобы они от этого имели плюсы, а не на то, чтобы тормозить закон».
В правительстве ответили, что «экосбор существует несколько лет, а новый механизм расширенной ответственности производителей не подразумевает введения какой-либо фискальной нагрузки».
Ранее правительство одобрило концепцию расширенной ответственности производителей за утилизацию тары. В кабмине говорят, что решение связано с серьезной нагрузкой на экосистему: упаковка мгновенно становится мусором, при этом финансовая нагрузка за ее утилизацию ложится на плечи граждан.