Есть ли сухопутная альтернатива Суэцкому каналу?
После блокировки важнейшего морского пути многие компании обратили внимание на сушу. У России есть несколько проектов магистралей. В каком они состоянии и будут ли сухопутные перевозки выгодны?
Читать на полной версииОбновлено в 10:06
Контейнеровоз Ever Given снят с мели в Суэцком канале, передает агентство Bloomberg. Навигация по каналу возобновится после отправки контейнеровоза на техосмотр, сообщил ТАСС источник в кризисном штабе. По его словам, сейчас контейнеровоз стоит вдоль берега. Около полудня, с приливом, его планируют отвести к середине русла и отправить на техосмотр. Однако пока сказать сложно, сколько времени может занять такой маневр. Ранее в компании — операторе канала говорили, что возобновление навигации по Суэцкому каналу ожидается в ближайшие часы после снятия судна с мели.
Тем временем нефть дешевеет на новостях о разблокировке Суэцкого канала. Brent опустилась до 63,5 доллара за баррель.
Шесть дней огромное судно, блокировавшее важнейшую транспортную артерию мира, пытались сдвинуть с места. В очереди на проход по Суэцкому каналу оказались сотни судов, что остро поставило вопрос, есть ли у него сухопутная альтернатива.
Китай наращивает поставки грузов в Европу железнодорожным транспортом, пишет Financial Times. После экономически мертвых месяцев — января и февраля 2020 года — экономика Китая быстро восстановилась. Растущие цены и долгая доставка морем заставили Пекин наращивать перевозки по рельсам. Только за первые два месяца этого года Китай отправил в Европу 2 тысячи грузовых поездов. За 2020 год рост железнодорожных перевозок составил 50%, а с 2016 года их объем увеличился в семь раз.
Недавняя блокировка Суэцкого канала этот рост только подстегнет. Альтернативный путь для судов — это обход Африки и мыса Доброй Надежды — сопряжен с новыми расходами и затратами времени, которые никому не нужны. У России было несколько проектов-магистралей, которые могли бы облегчить сухопутные перевозки и в будущем выступить альтернативой тому же Суэцу, хотя бы частично перенаправить мощности логистов на сушу.
Проекты были частью концепции «Нового Шелкового пути». Один из них — расширение Транссибирской магистрали отдельной веткой на Китай, в рамках «Восточного полигона». В прошлом году РЖД дали 60,5 млрд рублей на расширение Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. О том, в каком состоянии сейчас этот проект, рассказывает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:
Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта «Этот проект у нас долгосрочный, он начал реализовываться в 2012 году. А в 2018-м был сделан акцент в том числе и на транзитный потенциал Транссиба. Здесь можно сказать, что работы ведутся, мы сегодня видим, что количество ускоренных поездов от года к году растет. Причем есть существенные подвижки, в том числе и до 50% по некоторым направлениям. Но надо понимать, что у России есть транзитный потенциал не только в районе БАМа и Транссиба, но и на выходе с Казахстана, поскольку часть китайских товаров экспортируется через Достык, через Казахстан, и уже по европейской части тоже идут в Европу. Здесь интенсивно работают дочерние структуры РЖД и тоже создаются интересные и конкурентоспособные сервисы».
Другой проект — автомобильная дорога «Западная Европа — Западный Китай». Ключевые ее точки: Санкт-Петербург, Москва с участками М11 и ЦКАД, Самара и Оренбург, выход в Казахстан и далее в Китай. Большим преимуществом проекта были таможенные союзы ЕАЭС и Европейского союза — перевозчикам на всем пути достаточно было пройти только две таможни — на границе с Китаем и с Евросоюзом.
Меморандум по проекту подписали в 2008 году, стройку начали тогда же. По состоянию на 2021 год Китай и Казахстан свои участки уже запустили, а Россия справилась только с М11. Проект как «транснациональный коридор, укрепляющий связи Европы и Азии» так и остался на бумагах и в красивых презентациях, говорит управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов.
У концепции «Петербург — Китай» так и не появился единый проектный офис. В конечном счете, Казахстан и Китай прокладывали свои участки в первую очередь для себя. Но это не страшно — Россия прекрасно себя чувствует в железнодорожных перевозках, отмечает Алексей Безбородов:
— В этом году будет перевезено более миллиона условных контейнеров из Китая в Европу и обратно по территории РФ, а также Казахстана и Белоруссии. РФ с партнерами держит — в прошлом году это было 10%, а в этом году мы достигнем, думаю, 12-13% от рынка перевозки из Китая в Европу и обратно торговых грузов. Это реально огромные цифры. Только тарифная выручка РЖД превысит 2 млрд долларов.
— А что касается автомобильного проекта «Западная Европа — Западный Китай»?
— Этого проекта не существует. Вы поймите правильно, не существует проекта «Новый Шелковый путь» как такового. Существует некоторое количество выступлений чиновников и бизнесменов. И морские перевозки растут, и железнодорожные перевозки растут. Рост идет постоянный. В 2020 году думали ничего не будет, а оборот вырос более, чем на 50%.
В глобальной перспективе морские перевозки останутся в безусловном приоритете, уверены эксперты. При всем желании железнодорожники не могут конкурировать по объемам перевозок с морскими линиями — из-за сложностей в пересечении сухопутных границ, ограниченности самой железнодорожной инфраструктуры. Да, появляются программы — «Транссиб за семь суток», ускоренные контейнерные поезда, растут объемы перевозок. Но все это ситуативно, и пока железнодорожные перевозки могут только подстраховать морские в критичные моменты — как и получилось с перекрытием Суэцкого канала.
После блокировки Суэцкого канала ускорится изменение глобальных цепочек поставок. Об этом заявил Financial Times глава датской судоходной компании Maersk, лидера мировых контейнерных перевозок, Сорен Скоу. По его словам, ведущие компании мира уже увеличивают число поставщиков. «Мы переходим от системы поставок «точно в срок» к доставке «на всякий случай» для создания больших запасов, чтобы избежать сбоев», — отметил Скоу.